Главная » Статьи » Родной край

В разделе материалов: 207
Показано материалов: 101-110
Страницы: « 1 2 ... 9 10 11 12 13 ... 20 21 »


Русские
Русские («великороссы») появились в Нижнем Поволжье в эпоху Золотой Орды – в основном, в виде «полоняников», т.е. рабов. Массовое же переселение русских мигрантов на территорию региона, естественно, началось после присоединения Астраханского ханства к России в 1556 г. Первыми жителями Астраханского воеводства были, без сомнения, стрельцы и казаки – гарнизон Астраханского кремля. Вслед за служилыми людьми в Нижневолжье двинулись группы мирных переселенцев - русских крестьян.
Виды русской колонизации Нижнего Поволжья:
государственная, которая выражалась в строительстве в регионе городов-крепостей (Царицын, Саратов, Чёрный Яр, Красный Яр, Енотаевск и др.) и в заселении их военно-служилыми людьми (стрельцами, казаками), а также в переселении государственных крестьян и в основании станиц астраханских казаков;
стихийная, бегло-крепостная – самая распространённая;
помещичья, крепостная – поздняя и незначительная. Она началась в 1760-х гг., в связи с раздачей в Астраханской губернии ряда земель в поместное землевладение и переселении сюда крепостных крестьян. В начале XIX в. эта практика прекратилась.
Этнография | Просмотров: 1489 | Добавил: damir_sh | Дата: 31.12.2011 | Комментарии (0)


Этапы этнической истории Астраханского края
(А.В. Сызранов «Этносы и этнические группы Астраханской области»
Справочное пособие, Астрахань, ОМЦ НК 2008, - 72 с.)
Заселение территории современной Астраханской области началось в глубокой древности. Освоение человеком прикаспийских степей произошло в эпоху мезолита, среднего каменного века, между XII и X тыс. до н.э., о чем свидетельствуют стоянки людей, занимавшихся здесь охотой и рыболовством.
В IV тыс. до н.э. в Северном Прикаспии наступил энеолит - медно-каменный век. В развитии производительных сил произошли огромной важности перемены. Человек освоил металлы и научился обрабатывать самородную медь. Расширилась зона производящего хозяйства. В степях нашего края скотоводство становится ведущей формой производящего хозяйства. В регионе обнаружены десятки энеолитических стоянок и могильников.
Этнография | Просмотров: 2427 | Добавил: damir_sh | Дата: 31.12.2011 | Комментарии (0)


Страшная быль
Причина переезда нашей семьи из села Каралаш в Астрахань в июле 1940 года послужила трагедия. В первых числах марта 1939г., мой отец А.Назаров- колхозный рыбак и еще пять рыбаков на трех больших санях запряженных лошадьми ранним утром, выехали на рыбный промысел на Северный Каспий. От деревни до места лова рыбы было около 50км. (где установлены сети -оханы). Прибыв на место лова рыбы через 4 часа, рыбаки приступили к подъему сетей из под льда, вместе с пойманной рыбой- белорыбицей. Рыбаки за два часа справились с работой, погрузили в сани сети и рыбу, запрягли лошадей и направились домой, в деревню. Внезапно подул штормовой северо-западный ветер. Через час пути рыбаки были вынуждены остановиться, потому что льдина, на которой они находились, сильным ветром оторвало от основного льда и понесло от берега в открытое море. Что делать
История Астрахани | Просмотров: 1480 | Добавил: damir_sh | Дата: 25.12.2011 | Комментарии (0)


Про оружие красных, оборонявших Черный Яр
Ламской Владимир Максимович - житель уездного города Черный Яр, когда ему исполнилось 16 лет, ушел добровольцем на защиту Черного Яра в начале июня 1919 года. Вот , что он вспоминал:
История Астрахани | Просмотров: 1199 | Добавил: damir_sh | Дата: 21.10.2011 | Комментарии (0)


История Иоанно-Предтеченского монастыря
Монастыри - это как бы запасные водоемы живой воды религиозного воодушевления; они питают и увлажняют иссохшие пустыни духа мирской жизни, они дают живительную и спасительную влагу душам жаждущим.
Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов

В Ч Е Р А и…

Монастыри... Само это слово полно какой-то притягательной силы. С незапамятных времен они пользуются особой любовью на Руси. В них душа православного верующего искала и находила поддержку, успокоение и религиозное воодушевление. Монастыри начали строиться в России в XI веке, а к 1914 году их насчитывалось 1025. Многие монастыри ведут свою летопись не одно столетие. Наш монастырь - не исключение. Его трехсот двадцатилетняя история - это перипетии судеб его храмов, построек, его братии, игуменов, старцев и истории Астрахани, а подчас и всей России.

Религия. Христианство | Просмотров: 1492 | Добавил: damir_sh | Дата: 21.10.2011 | Комментарии (0)


История православного прихода города Камызяк

В XVIII веке на Волжских просторах неподалеку от Астрахани возникло более 10 учугов (учуг -преграда с сетями, устанавливаемая поперек реки для ловли рыбы). Рядом с ними обычно вырастали станы, на которых размещались хозяйственно-бытовые постройки. Впоследствии на этих местах возникали села рыбаков, которые существуют и поныне.
Религия. Христианство | Просмотров: 1446 | Добавил: damir_sh | Дата: 21.10.2011 | Комментарии (0)


Храм святителя Николая чудотворца поселка Волго-Каспийский

Иcтория нашего храма началась задолго до начала его строительства. Первые попытки организации духовной жизни путем возведения храма начались в XIX в. в селе Беспутное. Согласно «Астраханским епархиальным ведомостям» за 1901 год село Беспутное (ныне Николо-Комаровка) находится от Астрахани в 25 верстах, и до 1880 года принадлежало к Чаганскому приходу.
Религия. Христианство | Просмотров: 1328 | Добавил: damir_sh | Дата: 21.10.2011 | Комментарии (0)


Освящение храма в посёлке Раздор с прихода Каралата, Астраханского уезда
2 октября сего 1905 года, с благословения Преосвящейнишаго Георгия, епископа Астраханского и Енотаевского, совершилось освящение храма в посёлке «Раздор» Каралатского прихода. Жители этого посёлка все почти выходцы из сёл, преимущественно, Пришиба и Никольского, Енотаевского уезда. Лет 15 лет тому назад более предприимчивые из них, недовольствуясь условиями жизни своих сёл, вздумали искать счастья на стороне. Занявшись рыболовством в пределах прихода села Каралата, они скоро пришли к убеждению, что условия местной жизни и промысла гораздо лучше. Вскоре же, распродавать свои дома и забрав имущество в виде домашнего скарба и скота, они осели на настоящем месте. Связь между своим селом, в силу привычки и родственных отношений, они не могли и не в силах были прекратить, поддерживают и теперь. Находясь в частом сообщении между собой, раздоринцы, в минуту откровенности, не могли иногда похвалиться перед своими друзьями и родными, что они здесь живут хорошо, питаются отлично, и деньги добываются рыболовством куда – как легче, против занятия хлебопашеством. В настоящее время в посёлке Раздор уже насчитывается 115 дворов, а душ немного более 600 обоего пола. Самый посёлок от г. Астрахани находится в расстоянии 40 верст., от села Каралата 20 вёрст, а от села Камызяка, если ехать зимой на лошади 12 верст.
История Астрахани | Просмотров: 2011 | Добавил: damir_sh | Дата: 21.10.2011 | Комментарии (0)


Происхождение с. Раздор Камызякского района Астраханской области

Вид на село с моста через реку Чёрная
Край парусов, мой синий край.
Край лебедей, рыбацкий край.
Образование села Раздор относится к 1890г. Раньше на месте села густой стеной стоял камыш. Здесь протекали две речки: Большая Чёрная и Малая Чёрная. Реки эти были глубокими, в них водилось много рыбы, а в прибрежных зарослях камыша – дичь.
Сельское краеведение | Просмотров: 3603 | Добавил: damir_sh | Дата: 21.10.2011 | Комментарии (0)


История раскопок Селитренного городища
В конце XVIII столетия Академия наук организовала несколько научных экспедиций для всестороннего описания Российской империи. Целый ряд ученых оставил описания золотоордынских городищ, которые в большом количестве были разбросаны по степным районам России. Из них двое побывали в Селитренном городке и составили описание виденных ими развалин.
История Астрахани | Просмотров: 2369 | Добавил: damir_sh | Дата: 13.10.2011 | Комментарии (0)

1-10 11-20 ... 81-90 91-100 101-110 111-120 121-130 ... 191-200 201-207