История Иоанно-Предтеченского монастыря
Монастыри - это как бы запасные водоемы живой воды религиозного воодушевления; они питают и увлажняют иссохшие пустыни духа мирской жизни, они дают живительную и спасительную влагу душам жаждущим.
Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов
В Ч Е Р А и…
Монастыри... Само это слово полно какой-то притягательной силы. С незапамятных времен они пользуются особой любовью на Руси. В них душа православного верующего искала и находила поддержку, успокоение и религиозное воодушевление. Монастыри начали строиться в России в XI веке, а к 1914 году их насчитывалось 1025. Многие монастыри ведут свою летопись не одно столетие. Наш монастырь - не исключение. Его трехсот двадцатилетняя история - это перипетии судеб его храмов, построек, его братии, игуменов, старцев и истории Астрахани, а подчас и всей России.
В начале 17 века Астрахань уже была одним из крупных городов русского государства, население которого постоянно росло за счет прилива переселенцев из Центральной России и притока иноземцев. К концу 17 века Астрахань состояла из трех укрепленных районов: Кремля, Белого и Земляного городов. Земляной город представлял собой ряд слобод, расположенных по южному берегу реки Кутума и берегам реки Криуши, защищенных деревянно-земляными укреплениями. За пределами Земляного города к югу от впадавшей Кутум речки Луковки и был основан наш монастырь. Стоял он на небольшом пригорке урочища Красный бугор. Основана эта обитель была при астраханском митрополите Савватии на его собственные средства. Первые упоминания о монастыре восходят к 1688 году, когда его строитель старец Александр и братия обратились к митрополиту с просьбой разрешить им построить каменную церковь в честь Святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Из этого можно сделать вывод, что сам монастырь уже существовал в то время, т.е. был основан несколько раньше.
Однако это строительство затянулось на девять лет из-за разразившейся летом 1692 года эпидемии чумы. После её окончания из всей монастырской братии в живых остались только два иеромонаха, остальные все скончались, в том числе и старец Александр.
В 1697 году строительство было завершено. Вместе с храмом была построена двухъярусная монастырская колокольня над святыми вратами при западном входе в обитель. Всё пространство монастыря, имеющее форму квадрата, было обнесено первоначально деревянными стенами, а по всем четырём углам были установлены небольшие башенки. Рядом с храмом были построены деревянные настоятельские и братские кельи.
Весной 1706 года, когда Астрахань была захвачена мятежными стрельцами, монастырь стал опорой для прибывших из Москвы правительственных войск во главе с фельдмаршалом Шереметьевым. В монастырских стенах делались бойницы для отражения неприятеля. Когда фельдмаршал 12 марта прибыл в обитель, мятежники открыли стрельбу и пошли на штурм монастыря. Но царские войска отбили штурм.
В 20-х годах XVIII столетия между преемником митрополита Сампсона, епископом Иоакимом и астраханским губернатором Волынским, покровительствовавшим католикам-капуцинам, возник конфликт. Волынский добился перевода епископа из Астрахани и начал преследовать его сторонников. Настоятель монастыря архимандрит Иоасаф был схвачен и заключён в темницу, где Волынский под пытками вымогал у него казну и ценности монастыря. Настоятелю удалось спастись бегством. В 1723 году, пытаясь скрыть следы своих бесчинств, Волынский добился закрытия Иоанно-Предтеченского монастыря и учреждения в его стенах гарнизонного госпиталя. В обители не осталось ни одного монаха, однако богослужения не прекратились: их совершал белый священник. Сначала к нему на помощь присылали двух иеромонахов из Спасского монастыря, а потом прислали и второго белого священника.
Все это продолжалось до 1727 года, когда после настойчивых требований астраханского епископа Варлаама (Леницкого) монастырь был возвращён в епархиальное ведомство.
При новом настоятеле монастыря архимандрите Иларионе с 1727 по 1730 год были выстроены: каменная ограда и двухэтажный настоятельский корпус. В 1737 году при архимандрите Аркадии в первом ярусе монастырской колокольни был устроен храм в честь Святого Мученика Иоанна Воина.
В 1756 году при архимандрите Аароне стараниями надворного советника Фёдора Львовича Черкесова в монастыре была построена малая каменная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте».
В 1780 году каменную келейную церковь во имя Богородицы «Всех Скорбящих Радосте», в которой едва помещалось 20 человек, перенесли и присоединили к Сретенской в виде придела, который был освящен в честь Рождества Иоанна Предтечи. В 1895 году вследствие сильного обветшания Сретенский и Рождество-Иоанно-Предтеченский храмы были разобраны, а на их месте заложен новый трёхпрестольный храм в честь Сретения Господня с приделами: правый - в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте», а левый - в честь Святителя Тихона Задонского. В 1899 году было окончено его строительство, и 25 июля того же года храм был освящён Астраханским епископом Сергием (Серафимовым). Боковые приделы были освящёны не сразу, так как из-за несоблюдения некоторых технических требований они не были приняты строительной комиссией. Только 13 сентября 1909 года в день воспоминания освящения храма Воскресения в Иерусалиме был освящён правый придел Сретенского храма в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте». В следующем году, 13 августа, был освящён и левый придел в честь Святителя Тихона Задонского.
Вместе с разборкой двух древних храмов: Сретенского и Рождества Иоанно-Предтеченского в 1895 году в Иоанно-Предтеченском монастыре были перестроены все деревянные братские кельи, шедшие вдоль северной стороны. Вместо них были построены каменные кельи и примыкающая к ним братская трапеза, а также и другие монастырские службы: баня (в северо-восточном углу), погреба, кладовые (тянущиеся вдоль восточной стены), дом для монастырской прислуги (у южной стены) и располагавшиеся рядом каретная с конюшней. В 1895 году старый настоятельский дом был разобран, и выстроен новый каменный двухэтажный настоятельский дом. В его верхнем этаже помещались кельи для настоятеля, а в нижнем - церковно-приходская школа, содержавшаяся на средства монастыря.
В начале XX века в монастыре были игумен, 8 монахов и 5 послушников. В 1919 году сам монастырь был закрыт, однако храмы продолжали действовать до 1929 года. Закрытые Иоанно-Предтеченский монастырский собор и колокольня с церковью Иона Воина тут же были снесены. Третий из монастырских храмов в честь Сретения Господня был предоставлен местной обновленческой общине, но в начале тридцатых годов и его закрыли. В течение многих лет Сретенский храм использовался как складское помещение реализационной базой «Заготзерно». Сретенский храм был возвращен Православной Церкви в 1989 году и освящен в честь Усекновения Главы Святого Пророка Иоанна Предтечи. Сейчас он выполняет роль соборной монастырской церкви.
… С Е Г О Д Н Я
Современная история монастыря началась с 1992 года, когда настоятелем церкви стал отец Василий (Ценько). Первому настоятелю монастыря пришлось начинать почти с нуля. Сам храм был в ужасном опустошении. Отсутствовала элементарная инфраструктура монастыря, не хватало помощников. И наш монастырь едва ли был бы сейчас полностью восстановлен, если бы не наши благодетели. Сначала были поставлены купола из оцинкованного железа. Вокруг храма был залит бетон, построены новая колокольня, котельная, склады. В храме была произведена роспись стен. В 1993 году монастырь был готов к службе, в нем начала проводиться Литургия, и в храм потянулись люди.
Первоначально церковь существовала как приход, но благодаря усилиям отца Василия, 22 февраля 1995 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении монашеской жизни в Иоанно-Предтеченском мужском монастыре. Следующие наместники отец Иосиф (Марьян) и отец Филипп (Трещев) занимались в основном благотворительной деятельностью, помогая малоимущим и голодающим. Устройство обители еще надлежало привести в крепкий вид. В это время в жизни монастыря произошло очень важное событие: на пожертвованные деньги был установлен центральный иконостас из резного дерева, который требовалось еще отделать и установить в нем иконы.
Восстановительные работы возобновились в начале 2001 года, когда наместником монастыря стал иеромонах Петр (Барбашов). Было построено временное ограждение территории монастыря, позволившее избавиться от любителей выпивки, облюбовавших многочисленные его строения и закутки. За два года была восстановлена вся инфраструктура монастыря: были построены новая баня, двухэтажный братский корпус, который разместил в своих стенах не только кельи для монахов и послушников, но и новую трапезную, столярку, гараж и лекционный зал. Новый каменный забор заменил временное ограждение территории монастыря. За 2004-2005 годы был произведен капитальный ремонт в двухэтажном игуменском корпусе и в одноэтажном братском корпусе. Эти здания были переданы монастырю в связи с приездом в Астрахань Святейшего Патриарха Алексия Второго в октябре 2002 года.
Большое внимание также наместник Петр уделил украшению храма. За небольшой период времени взамен старых, сделанных из фанеры боковых иконостасов были установлены новые резные, был построен подвесной клирос, значительно увеличивший свободное пространство в храме. В декабре 2006 года над храмом засияли золотые купола, ставшие украшением не только монастыря, но и всей Астрахани.
Заботясь о восстановлении монастыря, отец Петр не забывает о главном предназначении Церкви - спасении людей. После многих десятилетий атеизма русскому народу приходится искать пути возвращения в Церковь. Выросло не одно поколение людей, у которых отсутствуют элементарные знания о Православии. Поэтому монастырская братия начала с раздачи листовок, разъясняющих основные положения христианства и наиболее актуальных тем для прихожан. На телевидении вышел цикл передач «Фома», в которых игумен Петр отвечал на актуальные вопросы телезрителей. Отец Антоний регулярно проводит миссионерские беседы с населением. Иеромонах Нестор ведет курсы «Евангельские чтения». В СМИ публикуются статьи об истории и сегодняшнем дне монастыря, в ВУЗах и общественных организациях проводятся лекции. Братия монастыря посещает детские дома - интернаты, дом престарелых, нуждающихся и малоимущих. В нашем монастыре есть православная библиотека, основная часть фондов которой - это книги, подаренные горожанами. Она открыта для всех желающих.
Сам монастырь всегда открыт для общения с людьми. Иеромонахи обители ведут еженедельные миссионерские беседы по изучению и толкованию Нового Завета, встречаются с молодежью. При монастыре действует воскресная школа, насчитывающая около 200 детей, имеется хоровая студия. Братский хор монастыря «Скимен» стал лауреатом Всероссийского конкурса хорового пения и даже выпустил свой диск. Детский хор мальчиков «Воскресение» неоднократно становился победителем различных городских конкурсов. «Время собирать камни» и «время говорить» наступило. Мы с оптимизмом смотрим в будущее. Монастырь постепенно возвращает свое былое значение в жизни города. Все больше людей, в том числе молодежь и молодые семьи, приходят в храм на службу, оказывают бескорыстную помощь монастырю в решении его насущных проблем.
Как известно, наличие в стране монастырей есть выражение крепости и силы религиозно-нравственного духа народного. И мы смеем надеяться, что наша обитель вносит в это богоугодное дело свою лепту.
Монастыри - это духовные оплоты Православия, и у Православия в России, безусловно, есть будущее. Мы верим, что оно перестанет ассоциироваться у людей только с куличами и крещенской водой, но станет для каждого человека проводником в жизнь вечную, которую он обретет верою в Господа нашего Иисуса Христа и исполнением евангельских Заповедей.
|