Главная » Статьи » Родной край |
В разделе материалов: 207 Показано материалов: 91-100 |
Страницы: « 1 2 ... 8 9 10 11 12 ... 20 21 » |
О разработке "Положения об оспопрививании в калмыцких улусах (1839 Г.)" (по материалам переписки И.С. Тимирязева и П.Д. Киселёва) Такэхико Иноуэ Университет Хоккайдо (г. Саппоро, Япония) В 18 и 19 веках в Российской империи были созданы три общества буддийского духовенства. Одно – у бурятов, два – у калмыков. Обращает на себя внимание то, что американский исследователь Р. Круз, говоря о взаимоотношениях Российского правительства и мусульманской элиты в Поволжье, писал и о буддийском духовенстве. Российские чиновники и буддийский монахи всегда поддерживали друг друга (9. P. 63). Буддийские сообщества делали различные шаги в целях своего развития (10). Бурятская граница с Цинской империей оказывала большое влияние на политику Российской империи. Как отмечают исследователи А.А. Курапов и А.Н. Алиева, можно говорить о том, что Астраханский губернатор И.С. Тимирязев признавал своеобразие духовного управления приволжскими калмыками (4). Выражаю огромную признательность Такэхико Иноуэ (Университет Хоккайдо (г. Саппоро, Япония)) за предоставленный текст. |
Ойконимы Астраханской области - источник познания региональной картины мира Избасарова А.Г. Языку принадлежит ведущее начало в изучении культуры. Он служит руководством к восприятию социальной действительности, оказывает мощное воздействие на наше мышление. «Язык - это в первую очередь продукт социального и культурного развития, и воспринимать его следует именно с этой точки зрения» [Сепир, 2001: 265]. Картина мира каждого этноса отражена в содержательной стороне языка: «Реальный мир» в значительной степени неосознанно строится на основе языковых привычек той или иной социальной группы» [Сепир, 2001: 261]. В процессе жизни одного и того же этноса картина мира меняется, реалии внеязыковой деятельности не остаются неизменными. Всё это отражается в языке: меняется картина мира - изменяется и языковая картина. Ойконимы - это символы одного из способов самоорганизации общества. |
Очарование маленьким городом не случилось. Город - разруха. На одной стороне улицы шикарный отель, а через дорогу деревянные избушки, во дворике которых на бельевых веревках сушится постиранная одежда. Дороги убиты, везде грязь. И только 15 градусов температурной разницы с Москвой была приятна. А еще рыба. Много рыбы. Ужин в первый день включал все возможные блюда из рыбы. Вареная, соленая, икра и прочее баловство. (Ресторан "Акватория", я не знаю сколько звезд Мичлена, но по моим вегетарианским меркам - это рай) Вместо сувениров и магнитиков накупили иностранцам щучьей икры и шоколадных конфет. Офис "Лукойл" гордо выходит окнами на Кремль. Вот он. |
Еще в конце 19 века городские власти признавали проституцию опасным социальным явлением.
Астраханские газеты конца 19 — начала 20 веков заполонили статьи о проблемах проституции. Почти в каждом районе появлялись «дома терпимости». Особенно тяжело приходилось горожанам, жившим по соседству с притонами.
Повышенный спрос на «дома терпимости»
В 1909 г. городской Управе было предложено выработать проект организации врачебно-полицейского надзора за проституцией. Об этом писала газета «Астраханский листок» 18 и 22 января 1911 года. И городская Дума взялась за борьбу с древнейшей профессией. Мнения законотворцев разделились. Гласный (по-нынешнему — депутат) И.Г. Сергеев считал, что занятие проституцией — личное дело женщины и никто не должен в это вмешиваться. |
Поволжье (природа, быт, хозяйство) Выдержки из "Путеводителя по Волге, Оке, Каме, Вятке и Белой" (1925), под редакцией проф. В.П.Семенова-Тян-Шанского, при ближайшем участии проф. Д.А.Золотарева, и при сотрудничестве инж. Н.Я.Горшенова, проф. А.П.Ильинского, предс.правления П.Н.Мостовенко, проф. С.С.Неуструева, М.Д.Семенова-Тян-Шанского, С.Д.Синицына, А.Д.Фокина, И.А.Шубина и др. В 88 км. далее на правом берегу Волги лежит с. Каменный Яр, получившее свое название оттого, что в обнажении аралокаспийских осадков около села наблюдается значительная толща серого глинистого сланца, вследствие чего берег принимает скалистый характер. Интересно, что сланцы изогнуты в антиклинальную (сводчатую), тянущуюся далеко на ю.- в. по Калмыцкой степи складку. Село основано в 1750 г. чувашами. В настоящее время здесь много татар и русских. В 45 км. от Каменного Яра расположена пристань Владимировка, обслуживающая район с населением в 35 тыс. человек. Пристань соединена ж. д ветвью со знаменитым Баскунчакским соленым озером, до которого по железной дороге 55 км. Озеро Баскунчак занимает площадь в 100 кв. км., при чем оно вытянуто с с.–з. на ю.-в. Длина его 18 км. и ширина около 10 км. Запасы соли в озере неисчерпаемы: в одном только верхнем рабочем слое, по приблизительному расчету, имеется до 45 миллиардов пудов соли. В 1924 г. было добыто около 20 милл. п. Работает на озере 4 тыс. рабочих. Сверху залегает неразрабатываемая вследствие загрязненности «новосадка»; под ней находится необычайно плотный, так называемый «свинцовый» или «чугунный» слой, уже идущий в разработку и нередко вследствие его плотности взрываемый динамитом; под «чугунным» слоем залегает рыхлая «гранатка», представляющая слой наиболее чистой кристаллической соли. «Гранатка» дает высшие сорта ее. Добыча соли началась на Баскунчакском озере в 1771 г., но в 1806 г. прекратилась и возобновилась лишь в 1861 г. С озера соль идет с одной стороны во Владимировку, с другой – по железной дороге от ст. Баскунчак непосредственно вглубь страны. Во Владимировке имеется 10 мельниц для размола соли. После размола она грузится на баржи для отправки вверх и вниз по Волге. Около ю.-з. оконечности Баскунчакского озера лежит гора Большая Богдо, сложенная из смещенных пластов триасовой системы, с характерными для системы окаменелостями в обнажении. У южного берега озера выходят на дневную поверхность гипс и известковые песчаники пермской системы, а у северо-западного меловые и третичные отложения. Геологическое строение окрестностей Баскунчакского озера, подробно изученное Православлевым, отличается весьма большой сложностью, при чем в его состав входят, несомненно, элементы различной древности и различного происхождения. «Если в этой области в момент образования складок юго-восточного простирания существовал массив, который не участвовал в образовании этих складок и препятствовал спокойному распространению их, то складки должны были разбиться на ряд вторичных, обойти массив со всех сторон и расположиться именно так, как они расположены теперь вокруг разрушенного массива Богдо-Кызыл-Джар-Куба-Тау. В том, что этот массив действительно отличается большой древностью, легко убедиться, изучая отношение пород, слагающих южную часть Богдо, к породам северной части этой горы» (Архангельский, 1911, Среднее и Нижнее Поволжье. Землеведение, XVIII, стр. 113). |
Александр Марков Преобразивший город С уважением к минувшему Сведения о нем очень скудны, хотя в течение ряда лет он был учеником и помощником знаменитого итальянского архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Больше всего сведений об Андрее Меньшове удалось выявить петербургскому историку Елене Гусаровой, родиной которой является наш город. Елена Васильевна прослеживает, как ученик Растрелли оказался в Астрахани и что он тут делал. В 1716 году Петр I привез в Россию иноземного мастера Карла Растрелли для литья пушек и украшения скульптурами новой русской столицы. У Карла был шестнадцатилетний сын – Бартоломео, ставший впоследствии замечательным архитектором, известным мне еще со школьной скамьи по хлестким стихотворным строкам Владимира Маяковского: "Дворцы царям строил Растрелли…”. Постройка Зимнего дворца приблизила Растрелли к плодотворной сфере и доставила ему возможность найти покровителей среди вельмож того времени. При Анне Иоанновне Растрелли был сделан придворным обер-архитектором с ежегодным жалованьем 600 рублей в год. Вскоре это жалованье возросло до 1200 рублей в год. Он строит замечательные здания в Петербурге, Москве, Андреевский собор в Киеве, дворец в Царском Селе… |
Ногайцы
Ногайцы Астраханской области делятся на 4 подгруппы:
юртовские ногайские татары, ногайцы-карагаши, утары и кундровцы. Юртовские ногайские татары Вопрос о происхождении этнической группы юртовских татар вызывает острые дискуссии среди этнографов. Одни исследователи видят в них ногайцев – выходцев из Большой Ногайской Орды, переселившихся под Астрахань во второй половине XVI - начале XVII вв. Другие – особую группу «астраханских татар» - потомков татар Астраханского ханства. Третьи считают их потомками хазар или печенегов. На мой взгляд, этническая общность юртовских ногайских татар, известных также как «астраханские татары» - смешанного ногайско-татарского происхождения. Она складывается в окрестностях Астрахани во второй половине XVI - первой четверти XVII вв. Её основу составили переселившиеся под Астрахань ногайцы, выходцы из Большой Ногайской Орды и Орды Едисан, возможно включившие в свой состав остатки прежнего тюркского («татарского») населения Астраханского ханства. В источниках того времени новая общность именовалась по разному: «ногаи», «татары», «ногайские татары», «астраханские татары», «юртовские татары». Связано это было с традиционным для русских и иностранных авторов XVI – XIX вв. расширительным употреблением названия «татары» для обозначения разных тюркских народов, таких как ногайцы, туркмены, казахи и др. В XVIII-XIX вв. за астраханскими ногайскими татарами закрепилось название «юртовские» (в ряде источников это переводится как «туземцы», «те татары, кои где-нибудь своё постоянное место жительства имеют», «живущие домами», «местные»). |
Казахи
Астраханские казахи - выходцы из Младшего жуза[1],
переселившиеся в междуречье рек Волги и Урала в 1801 г. (переселение
продолжалось до 1803 г.). Основным инициатором казахской миграции был
султан Букей, сын хана Младшего жуза Нурали. В Волго-Уральское
междуречье он привёл 5 тыс. кибиток (семей), а затем прибыло ещё 1 265
кибиток. Так образовалась Внутренняя, или Букеевская Орда (также
Киргиз-Казачья, Киргиз-Кайсакская[2]). Данное государственное
образование, хотя и пользовалось внутренней автономией, находилось в
прямой зависимости от Российской империи. Территория, на которой
находилось ханство, являлось собственностью России, а хан считался
находящимся на службе у русского императора. В 1812 г. султан Букей, уже
провозглашённый ханом представителями родовой знати с соблюдением
старинного ритуала поднятия на белой кошме, был официально утверждён в
этом статусе имперской администрацией в г. Уральске. После смерти Букея в 1815 г. ханством управлял в качестве регента при малолетнем сыне Букея Джангире султан Шигай, брат Букея. В 1824 г. в ханское звание был возведён Джангир, правивший Ордой до своей смерти в 1845 г. И хотя ханская власть после него не восстанавливалась (для управления казахами был создан «Временный комитет по управлению киргизской ордой»), вопрос о назначении нового наследника хана не снимался в правительственных органах вплоть до середины 1850-х гг. С этого времени можно говорить об окончательном упразднении Букеевского ханства и начале нового периода в истории Букеевской Орды. С середины XIX в. и до 1876 г. Букеевская Орда подчинялась в административном отношении Оренбургскому генерал-губернатору, а с 1876 г. – Астраханскому губернатору. |
Средневолжские татары-переселенцы
Средневолжские, или волго-уральские татары (казанские и
мишарские) - переселенцы из Среднего Поволжья – появились в Астраханском
крае в XVIII в. Первая волна казанских татар переселилась в г.
Астрахань в конце XVII - начале XVIII вв. Они селились в Казанской и
Татарской (рядом с юртовскими татарами) слободах Земляного города. В то
время как юртовцы Татарской слободы продолжали входить в состав своих
прежних улусов и находились в подчинении табунных голов, казанские
татары - главным образом купцы - официально числились «ясашными людьми» и
вносили в астраханскую Приказную избу ясашный сбор[1]. В 1702 г. в
Астрахани жили 260 ясашных татар. В 1706 г. казанские ясашные татары
были переданы в ведение главного юртовского табунного головы, который и
стал собирать с них ясашный сбор. Среди городских татар уже в то время
были татары из Казанской, Симбирской, Пензенской, Саратовской и
Рязанской губерний. Впоследствии, в течение XVIII – начала XX вв.
происходило регулярное пополнение городского татарского населения новыми
переселенцами. Так, к середине XVIII в. в г. Астрахань начали
переселяться татары-мишари из-под Пензы (т.н. «алты-авыллы»), Нижнего
Новгорода (т.н. «неджгарлар») и окрестностей г. Темниковска в Мордовии. |