Главная » Статьи » Родной край » Этнография |
Средневолжские татары-переселенцы
Средневолжские татары-переселенцы Средневолжские, или волго-уральские татары (казанские и мишарские) - переселенцы из Среднего Поволжья – появились в Астраханском крае в XVIII в. Первая волна казанских татар переселилась в г. Астрахань в конце XVII - начале XVIII вв. Они селились в Казанской и Татарской (рядом с юртовскими татарами) слободах Земляного города. В то время как юртовцы Татарской слободы продолжали входить в состав своих прежних улусов и находились в подчинении табунных голов, казанские татары - главным образом купцы - официально числились «ясашными людьми» и вносили в астраханскую Приказную избу ясашный сбор[1]. В 1702 г. в Астрахани жили 260 ясашных татар. В 1706 г. казанские ясашные татары были переданы в ведение главного юртовского табунного головы, который и стал собирать с них ясашный сбор. Среди городских татар уже в то время были татары из Казанской, Симбирской, Пензенской, Саратовской и Рязанской губерний. Впоследствии, в течение XVIII – начала XX вв. происходило регулярное пополнение городского татарского населения новыми переселенцами. Так, к середине XVIII в. в г. Астрахань начали переселяться татары-мишари из-под Пензы (т.н. «алты-авыллы»), Нижнего Новгорода (т.н. «неджгарлар») и окрестностей г. Темниковска в Мордовии.Во второй половине XVIII в. в Астраханской губернии стали возникать татарско-переселенческие села. В 60-70-х гг. XVIII в. казанские татары обосновались в с. Каменный Яр (татар. Ташлы Яр, основано первоначально чувашами и мордвой; в совр. Черноярском районе Астраханской области). В 1786 или 1788 г. средневолжские татары основали с. Малые Чапурники вблизи Царицына, а оттуда, в 1787-1789 гг., - с. Курченко, или Курочкино (татар. Картузан-аул; в совр. Наримановском районе Астраханской области). В начале 1790-х гг. несколько переселенцев из Курченко основали с. Зензели (татар. Жидале-аул; в совр. Лиманском районе Астраханской области), а колонисты из Каменного Яра – с. Линейное (татар. Кэменни-аул; в совр. Наримановском районе Астраханской области). В 30-х годах XIX в. (по разным данным, в1833, 1836 или 1838 г.) татары-мишари основали село Бахтияровка около г. Царицына (и Малые Чапурники, и Бахтияровка входили в Астраханскую губернию). Тогда же пензенские мишари, беглые солдаты из царской армии, самовольно основали с. Янго-Аскер («Новый воин/солдат»; в совр. Наримановском районе Астраханской области) вблизи с. Курченко и с. Линейное. В 1864 г. татарами из Линейного и Каменного Яра было основано с. Туркменка (татар. Тулке-аул; в совр. Наримановском районе Астраханской области). Особый вопрос - о самовольном переселении в Нижнее Поволжье казанских и мишарских татар, ранее скрывавшихся в Букеевской Орде. За чёрные шапки, которые они носили, казахи называли их «каракалпаками». По свидетельству П.И. Небольсина, в Нижнем Поволжье каракалпаки появились около 1817 г. Ранние, казанские татары-«каракалпаки» и сейчас живут среди казахов, сохраняя родной язык и основы культуры на границе Волгоградской и Саратовской областей России и Западно-Казахстанской области Казахстана. В Астраханской области их отдельные семьи и группы растворились среди казахов и ногайцев-карагашей. Мишарские же татары-«каракалпаки», уйдя из Букеевской Орды, основали в 40-х гг. XIX в. сс. Биштюбинка (татар. Биш-Тюбе) и Новая Кучергановка (татар. Кильдермеш, или Каракалпак-аул) в современном Наримановском районе Астраханской области. В начале ХХ в. в Астрахань переселилась последняя группа средневолжских (казанских) татар, нанявшихся батраками к зажиточным юртовцам. В 1918 г. они объединились и основали собственное село Новые Булгары (татар. Яна Болгар; в совр. Икрянинском районе Астраханской области). Татары – третья по численности (после русских и казахов) группа населения Астраханской области. По переписи 2002 г. их насчитывается (вместе с записавшими себя как «астраханские татары») 72 489 чел., или 7,3 % от общего количества жителей. В 1989 г. было образовано Астраханское областное общество татарской национальной культуры «Дуслык» («Дружба»), председателем которого стал М.Х. Ережепов (в настоящее время - А.И. Алмаев). В числе инициаторов создания общества были Ж. Фатхулин, А. Измайлов, С. Гатаулина, А. Дулатова, З. Муратова и др. Общество ставит своими главными задачами развитие, популяризацию и пропаганду татарской национальной культуры и языка. «Дуслык», в частности, всегда оказывал поддержку в становлении и деятельности татарских творческих коллективов. Общество совместно с Министерством культуры (ранее – департаментом) и Областным методическим центром народной культуры ежегодно проводит областной праздник Сабантуй. Также, наряду с другими национальными обществами, активисты «Дуслык» принимают участие в организации весеннего праздника Наурыз. Общество «Дуслык» инициировало появление в области татарских СМИ. С 1991 г. стала выходить (точнее – возобновила свою работу[2]) газета «Идель» («Волга») – на русском и татарском языках. «Идель» освещает новости татарской общественной и культурной жизни, как в Астраханской области, так и Республике Татарстан. Наряду с газетой регулярно (вплоть до 2006 г.) выходили радио- и телепередачи «Туган тел» («Родной язык») на татарском языке. В 2002 г. при обществе была открыта библиотека татарской литературы. В 2000-х гг., наряду с «Дуслыком», появились альтернативные татарские общественные организации: Областное общество татарской национальной культуры «Хаджи-Тархан» (председатель – З.З. Муратова) и женское общественное объединение «Ак калфак» («Белые шапки»; председатель – С.З. Вафина). Однако, в настоящий момент они фактически бездействуют, существуя лишь на бумаге. Весной 2011 г. по инициативе татарской общественности Астрахани и при поддержке администрации губернатора Астраханской области было решено установить в городе памятник выдающемуся татарскому народному поэту, литературному критику, публицисту и переводчику Габдулле Тукаю (1886-1913Т), который посетил наш город в 1911 г. Средства на изготовление и установку памятника были собраны в виде спонсорской помощи, пожертвований частных лиц и общественных организаций. Всю работу по осуществлению этого проекта взяло на себя общество «Дуслык». [1] Ясак – дань, в основном натурой (в виде пушнины, скота и т.п.). [2] Газету «Идель» в Астрахани в 1907-1914 гг. издавал известный ногайско-татарский просветитель Абдурахман Умеров (или Абд ар-Рахман Гумари) (1867-1933). (по материалам А.В. Сызранова Этносы и этнические группы Астраханской области.Справочное пособие, Астрахань, ОМЦ НК 2008, - 72 с.) | |
Просмотров: 1807 | Комментарии: 3 | |