Главная » Статьи » Родной край » Этнография

В категории материалов: 8
Показано материалов: 1-8

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Авторы: Виктор Викторин – советник губернатора Астраханской области, кандидат ист. наук, доцент Астраханского ГПУ,
Идрисов Эльдар Шамигулович – кандидат полит.наук, доцент Астраханского ГПУ
Журнал "Возрождение", № 9, 2006г.
Ногайцы в Астраханской области представлены несколькими группами – юртовцы (в их составе выделяется едисанская подгруппа), карагаши, кундровцы и утары. Такое разделение связано с разновременным появлением ногайских групп в составе Астраханского края. В силу ряда исторических причин и особенностей этнокультурного развития точное число астраханских ногайцев можно определить только оценочно и выделить такие градации: «ногайцы по происхождению» это примерно 25-30 тысяч человек, «ногайцы по самосознанию» - до 10 тысяч человек, «ногайцев по переписи» 4-4,5 тысяч человек.

Этнография | Просмотров: 597 | Добавил: damir_sh | Дата: 01.05.2014 | Комментарии (0)


Кошма была более доступна простому народу, поэтому широко использовалась в быту казахов. Кошмами обтягивалось кочевое жилище – юрта, ими же устилался пол, а специальной кошмой в случае непогоды закрывалось дымоходное отверстие. Кошмы расстилаются для отдыха в тени деревьев или жилища в летний зной. На кошме раньше приходили в этот мир младенцы и на ней же покидали его старики. Специальные белые кошмы могли использоваться как молитвенные коврики. Кошмы, благодаря овечьей шерсти, из которой изготовляются, обладают, прежде всего, значительным тепловым эффектом. Своим густым жестким ворсом она также препятствует проникновению в жилище таких опасных представителей местной фауны, как каракурты, фаланги и скорпионы. По распространенному поверью, змеи боятся шерсти, и поэтому не заползают в помещение, где пол устлан кошмой. В народе также бытует мнение, что кошмы, особенно те, что сделаны из шерсти ягнят, благотворно влияют на здоровье человека. В некоторых селах на кошме обычно «пишут» имена детей, год их рождения. По свадебной традиции невесте посвящают белую кошму с надписью ее имени. Казахская кошма – настоящее произведение народного искусства. В наши дни, несмотря на коренные изменения в жизни народа и активную модернизацию быта, родившаяся в кочевой среде кошма по-прежнему остается одним из важных атрибутов интерьера казахского жилища, хотя традиции ее изготовление постепенно утрачиваются...
Этнография | Просмотров: 1258 | Добавил: damir_sh | Дата: 04.07.2012 | Комментарии (0)


В мае 2012 г. совместная этнографическая экспедиция Областного методического центра народной культуры, Комитета по культуре Администрации МО «Володарский район» и Володарского методического центра по работе с клубными учреждениями совершила свой очередной выезд в Володарский район. На этот раз участники экспедиции посетили села Костюба и Тулугановка.
Село Костюба населено, преимущественно, казахами. Интересно, что среди костюбинских казахов встречаются представители многих традиционных родов (по-казахски - ру). Дисперсность расселения – одна из отличительных географических особенностей, характерная для казахского этноса. При этом у казахов прослеживаются как общие, так и локальные особенности материальной и духовной культуры. Добрососедские отношения и межкультурные контакты с другими астраханскими народами способствовали проникновению в казахскую культуру новых элементов.
Участники экспедиции были приняты жителями села с настоящей казахской гостеприимностью. Сельчане охотно делились знаниями об истории родного села, традиционной народной культуре, демонстрировали старинные обряды, пели народные песни, показывали образцы декоративно-прикладного творчества. Известно, что хранителями и передатчиками знаний и народной мудрости является старшее поколение, на опыт представителей которого мы и опирались. В результате удалось зафиксировать традиции различных видов творчества, которые можно и нужно передавать следующим поколениям. В этом и заключается одна из главных задач государственной политики в сфере культуры в Астраханской области. Хорошее знание казахских обычаев и обрядов продемонстрировали Мулькат Кайргалиевна Есенгалиева, Канипа Утегалиевна Зияшева, Маруся Забиховна Сулейманова, Куляем Утегеновна Калиева, Рабига Абдулиевна Джанахова, Гульнара Галимжановна Мирманова, Рабига Рахметовна Аренова.
Этнография | Просмотров: 1254 | Добавил: damir_sh | Дата: 27.06.2012 | Комментарии (0)


Ногайцы
Ногайцы Астраханской области делятся на 4 подгруппы: юртовские ногайские татары, ногайцы-карагаши, утары и кундровцы.
Юртовские ногайские татары
Вопрос о происхождении этнической группы юртовских татар вызывает острые дискуссии среди этнографов. Одни исследователи видят в них ногайцев – выходцев из Большой Ногайской Орды, переселившихся под Астрахань во второй половине XVI - начале XVII вв. Другие – особую группу «астраханских татар» - потомков татар Астраханского ханства. Третьи считают их потомками хазар или печенегов.
На мой взгляд, этническая общность юртовских ногайских татар, известных также как «астраханские татары» - смешанного ногайско-татарского происхождения. Она складывается в окрестностях Астрахани во второй половине XVI - первой четверти XVII вв. Её основу составили переселившиеся под Астрахань ногайцы, выходцы из Большой Ногайской Орды и Орды Едисан, возможно включившие в свой состав остатки прежнего тюркского («татарского») населения Астраханского ханства. В источниках того времени новая общность именовалась по разному: «ногаи», «татары», «ногайские татары», «астраханские татары», «юртовские татары». Связано это было с традиционным для русских и иностранных авторов XVI – XIX вв. расширительным употреблением названия «татары» для обозначения разных тюркских народов, таких как ногайцы, туркмены, казахи и др. В XVIII-XIX вв. за астраханскими ногайскими татарами закрепилось название «юртовские» (в ряде источников это переводится как «туземцы», «те татары, кои где-нибудь своё постоянное место жительства имеют», «живущие домами», «местные»).
Этнография | Просмотров: 2061 | Добавил: damir_sh | Дата: 31.12.2011 | Комментарии (0)


Казахи
Астраханские казахи - выходцы из Младшего жуза[1], переселившиеся в междуречье рек Волги и Урала в 1801 г. (переселение продолжалось до 1803 г.). Основным инициатором казахской миграции был султан Букей, сын хана Младшего жуза Нурали. В Волго-Уральское междуречье он привёл 5 тыс. кибиток (семей), а затем прибыло ещё 1 265 кибиток. Так образовалась Внутренняя, или Букеевская Орда (также Киргиз-Казачья, Киргиз-Кайсакская[2]). Данное государственное образование, хотя и пользовалось внутренней автономией, находилось в прямой зависимости от Российской империи. Территория, на которой находилось ханство, являлось собственностью России, а хан считался находящимся на службе у русского императора. В 1812 г. султан Букей, уже провозглашённый ханом представителями родовой знати с соблюдением старинного ритуала поднятия на белой кошме, был официально утверждён в этом статусе имперской администрацией в г. Уральске.
После смерти Букея в 1815 г. ханством управлял в качестве регента при малолетнем сыне Букея Джангире султан Шигай, брат Букея. В 1824 г. в ханское звание был возведён Джангир, правивший Ордой до своей смерти в 1845 г. И хотя ханская власть после него не восстанавливалась (для управления казахами был создан «Временный комитет по управлению киргизской ордой»), вопрос о назначении нового наследника хана не снимался в правительственных органах вплоть до середины 1850-х гг. С этого времени можно говорить об окончательном упразднении Букеевского ханства и начале нового периода в истории Букеевской Орды. С середины XIX в. и до 1876 г. Букеевская Орда подчинялась в административном отношении Оренбургскому генерал-губернатору, а с 1876 г. – Астраханскому губернатору.
Этнография | Просмотров: 2655 | Добавил: damir_sh | Дата: 31.12.2011 | Комментарии (0)


Средневолжские татары-переселенцы
Средневолжские, или волго-уральские татары (казанские и мишарские) - переселенцы из Среднего Поволжья – появились в Астраханском крае в XVIII в. Первая волна казанских татар переселилась в г. Астрахань в конце XVII - начале XVIII вв. Они селились в Казанской и Татарской (рядом с юртовскими татарами) слободах Земляного города. В то время как юртовцы Татарской слободы продолжали входить в состав своих прежних улусов и находились в подчинении табунных голов, казанские татары - главным образом купцы - официально числились «ясашными людьми» и вносили в астраханскую Приказную избу ясашный сбор[1]. В 1702 г. в Астрахани жили 260 ясашных татар. В 1706 г. казанские ясашные татары были переданы в ведение главного юртовского табунного головы, который и стал собирать с них ясашный сбор. Среди городских татар уже в то время были татары из Казанской, Симбирской, Пензенской, Саратовской и Рязанской губерний. Впоследствии, в течение XVIII – начала XX вв. происходило регулярное пополнение городского татарского населения новыми переселенцами. Так, к середине XVIII в. в г. Астрахань начали переселяться татары-мишари из-под Пензы (т.н. «алты-авыллы»), Нижнего Новгорода (т.н. «неджгарлар») и окрестностей г. Темниковска в Мордовии.
Этнография | Просмотров: 1601 | Добавил: damir_sh | Дата: 31.12.2011 | Комментарии (0)


Русские
Русские («великороссы») появились в Нижнем Поволжье в эпоху Золотой Орды – в основном, в виде «полоняников», т.е. рабов. Массовое же переселение русских мигрантов на территорию региона, естественно, началось после присоединения Астраханского ханства к России в 1556 г. Первыми жителями Астраханского воеводства были, без сомнения, стрельцы и казаки – гарнизон Астраханского кремля. Вслед за служилыми людьми в Нижневолжье двинулись группы мирных переселенцев - русских крестьян.
Виды русской колонизации Нижнего Поволжья:
государственная, которая выражалась в строительстве в регионе городов-крепостей (Царицын, Саратов, Чёрный Яр, Красный Яр, Енотаевск и др.) и в заселении их военно-служилыми людьми (стрельцами, казаками), а также в переселении государственных крестьян и в основании станиц астраханских казаков;
стихийная, бегло-крепостная – самая распространённая;
помещичья, крепостная – поздняя и незначительная. Она началась в 1760-х гг., в связи с раздачей в Астраханской губернии ряда земель в поместное землевладение и переселении сюда крепостных крестьян. В начале XIX в. эта практика прекратилась.
Этнография | Просмотров: 1256 | Добавил: damir_sh | Дата: 31.12.2011 | Комментарии (0)


Этапы этнической истории Астраханского края
(А.В. Сызранов «Этносы и этнические группы Астраханской области»
Справочное пособие, Астрахань, ОМЦ НК 2008, - 72 с.)
Заселение территории современной Астраханской области началось в глубокой древности. Освоение человеком прикаспийских степей произошло в эпоху мезолита, среднего каменного века, между XII и X тыс. до н.э., о чем свидетельствуют стоянки людей, занимавшихся здесь охотой и рыболовством.
В IV тыс. до н.э. в Северном Прикаспии наступил энеолит - медно-каменный век. В развитии производительных сил произошли огромной важности перемены. Человек освоил металлы и научился обрабатывать самородную медь. Расширилась зона производящего хозяйства. В степях нашего края скотоводство становится ведущей формой производящего хозяйства. В регионе обнаружены десятки энеолитических стоянок и могильников.
Этнография | Просмотров: 1908 | Добавил: damir_sh | Дата: 31.12.2011 | Комментарии (0)