Главная » Статьи » Родной край » Этнография

Новые этнографические исследования в Володарском районе
В мае 2012 г. совместная этнографическая экспедиция Областного методического центра народной культуры, Комитета по культуре Администрации МО «Володарский район» и Володарского методического центра по работе с клубными учреждениями совершила свой очередной выезд в Володарский район. На этот раз участники экспедиции посетили села Костюба и Тулугановка.
Село Костюба населено, преимущественно, казахами. Интересно, что среди костюбинских казахов встречаются представители многих традиционных родов (по-казахски - ру). Дисперсность расселения – одна из отличительных географических особенностей, характерная для казахского этноса. При этом у казахов прослеживаются как общие, так и локальные особенности материальной и духовной культуры. Добрососедские отношения и межкультурные контакты с другими астраханскими народами способствовали проникновению в казахскую культуру новых элементов.
Участники экспедиции были приняты жителями села с настоящей казахской гостеприимностью. Сельчане охотно делились знаниями об истории родного села, традиционной народной культуре, демонстрировали старинные обряды, пели народные песни, показывали образцы декоративно-прикладного творчества. Известно, что хранителями и передатчиками знаний и народной мудрости является старшее поколение, на опыт представителей которого мы и опирались. В результате удалось зафиксировать традиции различных видов творчества, которые можно и нужно передавать следующим поколениям. В этом и заключается одна из главных задач государственной политики в сфере культуры в Астраханской области. Хорошее знание казахских обычаев и обрядов продемонстрировали Мулькат Кайргалиевна Есенгалиева, Канипа Утегалиевна Зияшева, Маруся Забиховна Сулейманова, Куляем Утегеновна Калиева, Рабига Абдулиевна Джанахова, Гульнара Галимжановна Мирманова, Рабига Рахметовна Аренова.
Выяснилось, что у казахов данного села наиболее живы и актуальны религиозные верования, семейно-бытовая обрядность (свадебные обряды, обряды и обычаи, связанные с рождением, имянаречением и воспитанием ребенка, похоронно-поминальные обычаи), декоративно-прикладное творчество. Старожилы поведали, что само название села – Костюба – можно перевести как «Соединившиеся бугры». По местному преданию, раньше на этих буграх жили богачи (баи). Постепенно, со временем, в результате наноса песка, два бугра естественно соединились в один. После революции баев раскулачили и сослали в лагеря. У одного из них была больная дочь, которую не тронули и разрешили остаться в этих местах со своей семьей. От этой женщины и пошло население села.
Наличие в традиции сельчан мусульманских религиозных (Ураза-байрам и, как говорят здесь, Курман-байрам), календарных (Наурыз) праздников и обрядов (в частности, «садака») отражают принадлежность казахского народа к исламскому миру. В селе существует традиция каждую пятницу печь баурсаки и кайнары – для духов предков (руи), которые приходят в этот день навестить своих потомков. Считается, что если в этот день дома пахнет печным – духи довольны, если нет – уходят грустными.
Хозяйство костюбинских казахов было тесным образом связано со скотоводством. В основном разводили верблюдов, лошадей, баранов. На рубеже 1920-1930-х гг. в селе был образован колхоз «Кызыл тан» («Красный флаг»), который позже был переименован в «Алга» («Вперед»), а в 1959 г. он был преобразован в совхоз «Володарский». Сегодня некоторые сельчане занимаются фермерством, многие работают в городе или в пос. Володарский.
Прежде в Костюбе преобладали турлучные жилищные постройки (камышовый каркас дома обмазывался глиной), которые сохранились кое-где и сейчас. Почти у каждого во дворе была своя баня, летняя кухня, кошары для скота. Сейчас в селе распространены современные деревянные или каменные дома.
Участникам экспедиции был продемонстрирован процесс изготовления кошмы. Кошма – традиционный казахский войлочный ковер. Издревле казахи для изготовления кошмы употребляли овечью шерсть осенней стрижки, которая была длиннее, чем весенняя, легче скатывалась и хорошо уплотнялась. Обычно для изготовления кошмы 2Ч2 м требуется 10-12 кг шерсти. Для полного изготовления (со всеми подготовительными действиями) требуется не меньше месяца. Кошму делают в домашних условиях, в коридоре дома, или на кухне. В изготовлении кошмы обычно участвуют женщины, у каждой из которых своя роль. Готовую шерсть сбивают палками, расчесывают гребнями, затем раскладывают на полу или столе ровным слоем толщиной сантиметров шесть. Делают два слоя шерсти. Каждый из них обдают горячей водой, сворачивают и долго обкатывают руками. Затем слои соединяют, сворачивают и также раскатывают. Таким образом, в результате свойлачивания получают «основу» для войлочного изделия. Отдельно готовят узоры из окрашенной шерсти, которые выкладывают рисунком на «основу» будущей кошмы. Затем ее туго наматывают на круглую деревянную скалку, перевязывают и раскатывают. Во время катания войлок несколько раз увлажняют горячей водой. Полученный войлок поливают еще раз горячей водой, расправляют, выравнивают, обрезают лишнее. Готовый ковер, еще влажный, вывешивают на забор сушиться, или оставляют в протопленном помещении.
А. Сызранов, Л. Хасенова, сотрудники областного методического центра народной культуры
(Продолжение в следующем номере)
"Заря Каспия", 25 июня 2012 г.
Категория: Этнография | Добавил: damir_sh (27.06.2012)
Просмотров: 1397 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0