Главная » Статьи » Родной край » История Астрахани

Краткая справка об истории развития гражданской авиации в Астраханском крае

Краткая справка об истории развития гражданской авиации в Астраханском крае

В наши дни никого не удивит стремительно промчавшийся в небе реактивный истребитель или величаво проплывающий над городом красавец - турбовинтовой воздушный лайнер, а в 20-е годы появление над городом самолета было большим событием.

Самолеты чаще всего прилетали в Астрахань глубокой осенью и, описав над городом круг, садились в степи за железнодорожным вокзалом, - там, где сейчас пролегли жилые кварталы улицы Яблочкова.

В 1931 году на правом берегу Волги в районе железнодорожной станции Трусово был подготовлен аэродром, в оснащение которого входили служебные будки и пустое летное поле. На этот аэродром садились случайно пролетавшие самолеты.

Развивающаяся рыбная промышленность края остро нуждалась в авиационном обслуживании, и в 1932 году за селом Осыпной бугор было распланировано летное поле с аэродромными знаками, а в 1933 году трест «Севкаспрыба» приобрел самолет-амфибию Ш-2 (фото 1).

Первым пилотом этого самолета был Николай Антонович Янишевский (фото 2). Авиаторы вели разведку косяков рыбы и залежей морского зверя. С помощью радио и вымпелов они выводили бригады рыбаков и охотников на богатые рыбой и зверем места, помогая им добиваться высоких результатов.

А когда разбушевавшееся море отрывало льдины с охотниками или срывало с якорей лодки и уносило их на юг, пилоты отыскивали пострадавших, снабжали их продовольствием, теплой одеждой, направляли к ним к ним морские суда со спасателями.

1 сентября 1936 года в Астрахани был создан первый официальный аэропорт. Небольшое деревянное здание у подножья Осыпного бугра служило и аэровокзалом и служебным помещением.

Была организована первая авиалиния Астрахань - Москва -Астрахань, которую обслуживали шестиместные самолеты «Сталь - 3», выполнявшие по одному рейсу в день.

Первым начальником аэропорта был назначен Кузнецов А.В., которого в 1937 году сменил Ионин Евгений Евгеньевич, длительное время затем работавший в аэропорту на разных должностях, организатор «Клуба юных летчиков», воспитавшего для Астрахани и страны немало прекрасных авиационных специалистов.

В 1938 году начальником аэропорта был назначен астраханец Баташов Б.Г., а его заместителем по летной службе - Голованов Александр Евгеньевич, позднее маршал авиации Советского Союза.

По воздушным линиям на Москву, Гурьев и другие города, по местным авиалиниям уже перевозилось по 50 и более человек в день, сотни килограммов груза и почты.

Техника обслуживания самолетов тех годов была примитивно проста: двигатели самолетов запускались вручную или от резиновых амортизаторов, заправка производилась из бензовозов ручным насосом.

В 1938 году начались работы по авиационной борьбе с сельхозвредителями. Для этой цели из Сталинграда в Астрахань было перебазировано звено самолетов ПО-2.

В годы войны Астраханский аэропорт имел важное стратегическое значение. Пролетавшие на фронт самолеты производили здесь заправку и техническое обслуживание.

В 1945 году гражданской авиации был передан аэродром «Сталинский» в Наримановском районе.

В аэропорту базировались самолеты Министерства рыбной промышленности и Гражданского воздушного флота, во много раз увеличился объем перевозок срочных путинных грузов и авиапассажиров. Пилоты летали в Москву, Сталинград, Краснодар, Грозный, Адлер, Керчь, Тбилиси, Баку, Красноводск, Махачкалу, Гурьев и другие города.

Нелегким был труд авиаторов. Кирпичная взлетно-посадочная полоса и землянки вместо служебных помещений - вот с чего начинался нынешний аэропорт «Астрахань - Нариманово».

Только в 1953 году здесь появилось небольшое здание аэровокзала и двухэтажная гостиница, совместившая функции административного здания, столовой, гостиницы и т.д.

1954 год. Все Астраханские летные отряды и аэропорт слиты в Астраханский объединенный авиаотряд, первым командиром которого назначен Коваль Никон Максимович.

Астраханский аэропорт становится крупным узловым пунктом воздушных трасс, проходящих из Средней Азии, Урала и Закавказья в Москву, на курорты побережья Черного моря и Прибалтики.

Получены и освоены первые вертолеты МИ-1 и самолеты ЛИ-2.

Аэропорт оснащается новым радиолокационным, навигационным и электрооборудованием, позволяющим самолетам взлетать и садиться днем и ночью, в сложных метеоусловиях.

За 1954 год перевезено 9 тысяч пассажиров, 200 тонн почты и 450 тонн грузов.

Самолеты рассеяли с воздуха минеральные удобрения и ядохимикаты по борьбе с сельхозвредителями на площади более 520 тысяч га.

1959 - 1965 годы это период дальнейшего развития Астраханского объединенного авиаотряда. Командиры кораблей В.М. Иванов, Н.Д Балан, А.Р. Нестюк и другие освоили самолеты ИЛ-14, значительно расширили географию рейсов из аэропорта.

Их обучает, передавая им свой богатый опыт, пилот - инструктор Герой Советского Союза Чечнев Михаил Семенович.

Пилотов «малой» авиации, выполняющих пассажирские и грузовые полеты по местным воздушным линиям, а также сельскохозяйственные работы на самолетах АН-2 обучают летному мастерству пилоты - инструкторы Осипов П.С., Перепелицын А.А.

В 1963 году в Астрахани введен в строй новый современный аэропорт «Астрахань - Приволжье», способный принимать реактивные и турбореактивные самолеты ИЛ-18, ТУ-104, ТУ-124 и другие.

Это дало возможность значительно увеличить объем авиаперевозок, сделало полеты астраханцев в Москву, Куйбышев, Свердловск и другие города менее продолжительными, не утомительными и комфортными для авиапассажиров.

Командир 110 летного отряда Мостовой Николай Алексеевич и его заместитель Максимов Петр Иванович решали задачу сплошной аэрофикации Астраханской области.

Они внедряли самолеты АН-2 и вертолеты МИ-1 в народное хозяйство области, возили пассажиров, почту и грузы по районам, обрабатывали поля бахчевых культур и помидоров в Астраханской области, оказывали помощь виноградарям Дагестана, хлопкоробам Азербайджана, работали над сельскохозяйственными угодьями Краснодарского и Ставропольского краев.

 

Фото 1. Первый самолет – амфибия Ш-2, приобретенный     для авиационного обслуживания рыбаков (август 1933года)

Фото 2. Первый пилот самолета-амфибии Ш-2 в Астрахани – Янишевский Николай Антонович

Фото 3. Командир Астраханского ОАО Коваль Н. М. с членами «Клуба юных летчиков»

Фото 4. В таких землянках располагались службы Астраханского аэропорта до 1955г.

Фото 5. Самолет ПО-2 готовится к выполнению санитарного задания по оказанию медицинской помощи больным

 

Много сил и труда вложили в развитие инженерно-авиационной службы инженер Балюк А.Д., авиатехники Резцов Д.В., Соин Н.К., Охотин С.С. и другие. Их усилиями небольшие авиаремонтные мастерские были превращены в мощную авиационно-техническую базу, способную обслуживать самые современные самолеты.

До 1970 года за трудовой вклад в освоение новой авиационной техники, выполнение государственных планов, многие работники Астраханского объединенного авиаотряда были награждены Правительственными наградами.

Орденами «Знак Почета» были награждены летные командиры Моисеенков Николай Романович, Максимов Петр Иванович, медалью «За трудовое отличие», авиатехник Охотин С.С.

56 работников Астраханского ОАО были награждены нагрудными знаками «Отличник Аэрофлота», в том числе командир Астраханского ОАО Коваль Н.М.

Новый толчок к дальнейшему развитию Астраханский аэропорт получил после завершения строительства в 1978 году нового аэровокзального комплекса и взлетно-посадочной полосы. Эта стройка, как имеющая большое значение для Астраханской области, была объявлена комсомольско-молодежной стройкой. В её завершение много сил и энергии вложили командир Астраханского объединенного авиаотряда Наседкин Лев Иванович.

Новые аэровокзал и взлетно-посадочная полоса дали возможность перевооружения авиапредприятия на новую авиационную технику - самолеты ТУ-134, базирование которых в Астрахани началось в 1979 году.

В переучивании летного и инженерно-технического состава на новую технику активное участие приняли командир летного отряда Синев Борис Иванович, которому было затем присвоено звание «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации», его заместитель по летной службе Пилюгин Виктор Германович, командир транспортной авиаэскадрильи Балан Николай Дмитриевич и другие.

С 1990 года начался новый этап развития Астраханского авиапредприятия. Стараниями командира объединенного авиаотряда Пилюгина В. Г., приступившего к исполнению этой должности с 1984 года, с помощью администрации Астраханской области, авиапредприятие было оснащено новыми комфортабельными многоместными самолетами ЯК-42, которые позволили значительно увеличить объемы авиаперевозок, повысить культуру обслуживания авиапассажиров.

Первыми командирами этих воздушных лайнеров стали Кропотин Владимир Анатольевич, Иванов Владимир Викторович и Лотоцкий Станислав Николаевич.

Категория: История Астрахани | Добавил: damir_sh (14.08.2011)
Просмотров: 1317 | Рейтинг: 0.0/0