Главная » Статьи » Родной край » История Астрахани |
Коллективное творчество (о рабоче-крестьянском театре) Газета «Коммунист», 1920, 19 февраля
Коллективное творчество (о рабоче-крестьянском театре) Газета «Коммунист», 1920, 19 февраля. Коммунистический строй, к которому мы стремимся, выдвигает новые вопросы, каких не знал старый буржуазный мир. Между прочим, таким «злободневным» вопросом является вопрос о коллективном творчестве. Вместо буржуазного индивидуализма выдвигается теперь всюду лозунг пролетарского коллективизма. Не только в политике, экономике и общественной жизни, но и в области художественного творчества. Существует взгляд, что принцип коллективизма не применим в художественном творчестве, например, в живописи, что приведёт к футуристическому абсурду. Не считая возможным в настоящей заметке разбирать вопрос о коллективном творчестве вообще, замечу только, что нельзя приложить один и тот же практический метод к каждой отрасли художества и искусства. Что же касается театра, то здесь коллективное творчество применимо безоговорочно. Театральное представление само по себе является актом сочетания индивидуального и коллективного действия. В старом театре постановка пьесы зависела всецело от режиссёра, являясь только «материалом» для его творчества. Не трудно понять, что таким образом подавлялась почти каждая попытка артиста ввести в игру что-либо своё. В новом рабоче-крестьянском театре режиссёр является только техническим руководителем, разработка же отдельной роли предоставляется самому артисту. Распределение ролей, критика игры каждого отдельного артиста, согласование игры артистов и выработка общего колорита спектакля обсуждается и устанавливается коллективом, всей труппой. При этом творчество предполагается самое свободное, революционное, текст пьесы, данный автором, рассматривается как материал, который можно изменить и переделать, если это кажется целесообразным. При таких условиях возможно достигнуть таких результатов творчества, какие совершенно недостижимы при единоличном творчестве режиссёра. Каждая индивидуальность, каждый талант получает самый широкий простор для выявления себя, а развитие его получает непристрастную оценку и поощрение в товарищеской критике. Народный комиссариат просвещения не ставит никаких рамок для будущего рабоче-крестьянского театра, не даёт определённого плана организации его, всё это предоставляется коллективной самодеятельности рабоче-крестьянских масс. Рабоче-крестьянский театр призван играть первостепенную роль в коллективном художественном творчестве. Об это нужно хорошенько подумать дому, для которого дорога и близка сердцу коммунистическая культура будущего. А.Давид. «Коммунист», 1920, 19 февраля.
| |
Просмотров: 728 | |