Главная » Статьи » Родной край » История Астрахани

Г.Г. Корноухова - «Горе обвешивающим…»
Г.Г. Корноухова, к.и.н., доцент кафедры истории России РУДН (г. Москва)
«Горе обвешивающим…»
К проблеме существования обмана в деловой культуре мусульманских предпринимателей Российской империи конца XIX - начала ХХ в.*
Проблема существования и развития деловой культуры в Российской империи в конце XIX – начале ХХ в. представляет собой чрезвычайно интересный и пока еще не до конца исследованный вопрос. Многонациональный и поликонфессиональный состав населения Российского государства обуславливает изучение обозначенной проблемы в соответствующем разрезе – через рассмотрение деловой культуры отдельных этноконфессиональных предпринимательских сообществ.
Мусульманское население России, являясь наиболее многочисленным после православного, без сомнения, было неотъемлемым участником предпринимательской жизни нашего государства и, вступая в деловые отношения со своими партнерами, демонстрировало особенности своего делового поведения. Это, в свою очередь, было зафиксировано в различных источниках: в газетах, в документах ярмарочных биржевых комитетов, в делах окружных и коммерческих судов, воспоминаниях современников и пр.
К настоящему времени на вооружении исторической науки существует метод, в соответствии с которым выявленные черты делового поведения представителей отдельных конфессий рассматриваются в тесной связи с религиозно-этическими ценностями данных сообществ. Это, в свою очередь, позволяет определить, насколько типичной являлась та или иная черта делового поведения представителей делового мира Российской империи конца XIX – начала ХХ столетия1.
С точки зрения изучения особенностей деловой культуры российских мусульман дореволюционной России при использовании указанного метода, Волжско-Уральский регион, безусловно, представляет собой чрезвычайно ценный объект исследования, поскольку является одним из основных очагов многовекового существования исламской религии в Российском государстве и территорией, характеризующейся большой долей присутствия тюркских мусульманских народов в общем объеме населения. Так, согласно Первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года на долю мусульман в Уфимской губернии приходилось 49% (1.148.318 чел.) всего губернского населения2, в Астраханской губернии – 30,6 % населения (307.008 чел.)3, в Казанской губернии – 29% (633.024 чел.)4, в Оренбургской губернии – 22,8% (365.543 чел.)5, в Самарской губернии – более 10% (288.655 чел.)6.
Обратимся к материалам, которые предоставляет Астраханский регион, являющийся одним из крупных центров сосредоточения торговой жизни Российского государства, в которой активное участие принимали представители мусульманской конфессии. В частности, рассмотрим проблему точности взвешивания товара мусульманскими продавцами при его отпуске. Здесь очевидной становится недобросовестность мусульманских предпринимателей. По результатам внезапной ревизии мер и весов проведенной в 1908 г. в г. Астрахани поверенными Астраханской Поверочной Палатки в общественных торгово-промышленных заведениях, были установлены многочисленные случаи использования незаконных гирь и весов, у которых были просроченные или вовсе отсутствовали государственные клейма. Как правило, весовые чашки и гири оказывались не выверенными и давали неправильные показатели. В частности у десяти продавцов-мусульман, торговавших на Татарском базаре было проверено 24 шт. весов и 104 шт. разновесных гирь. Незаконными из них оказались 8 весов и 42 гири, что составляло 33 % и 40 % соответственно от их общего количества.
Для того чтобы рассмотреть подробнее, что собой представляли незаконные весы и гири обратимся к делу торговца Хусяина Альмяшева. При осмотре принадлежавшего ему торгового инвентаря оказалось, что чашки весов и гири не имеют установленных законом клейм. При этом чашки оказались не равными между собой, а гири имели в дне выемку и были соответственно легче установленной законом нормы. Так, гиря в 10 фунтов (1 фунт = 409,5 граммов) являлась легче на 6 золотников (1 золотник = 4,26 граммов) и 48 долей (1 доля = 0,044 граммов), в 5 ф. – на 5 зол. и 12 дол., в 3 ф. – на 3 зол. и 3 дол., в 1 ф. – на 12 дол. Между тем, допускаемая законом погрешность не должна была превышать для гирь в 10 ф. 1 зол. и 4 дол., в 5 ф. – 50 дол., в 3 ф. – 30 дол., в 1 ф. – 10 дол.7
О том как осуществлялся процесс взвешивания мы можем видеть из письма адресованного приставу 4-го участка г. Астрахани от 24 августа 1912 г., написанного самим заведующим палаткой мер и весов, обходившего мясные ряды центрального рынка г. Астрахани – Большие Исады, традиционно отличающегося присутствием большого количества мусульманских продавцов, торговавших фруктами, бакалейными продуктами и мясом.8 Он пишет следующее: «Обходя мясные ряды на Больших Исадах, я почти во всех лавках заметил следующее: коромысло с чашами привешено над прилавком настолько низко, что одна из чашек, когда весы свободны от груза, касается прилавка, а другая свободно висит над полом. На первую чашу кладут гири, на вторую – отпускаемый товар – мясо. Таким образом, в сторону, где ставят гири, коромысло не может получить никакого уклона и стрелка всегда показывает равновесие весов.
И вот, благодаря такой нехитрой уловке со стороны торговцев, создаются условия для крупного и открытого обвеса и обмера ничего не подозревающей публики, а именно отпускается, допустим, 10 ф. мяса, гиря в 10 ф. ставится на ту чашу, которая касается прилавка, на другую чашку бросается не 10, а 8 или 7 ф. мяса и весы покажут равновесие, так как отклонение стрелки в сторону гири в 10 ф. для покупателя незаметно и он хотя бы и следил за стрелкой несет домой вместо 10 ф., 8 или 7 ф.»9
Далее Председатель Палатки обращается с просьбой принять необходимые меры по наведению порядка: «Возможность такого мошенничества так очевидна и настолько велика, что ради интересов обывателя Палатка считает нравственным долгом просить Вас немедленно, путем хотя бы отбирания подписок обязать торговцев на Больших Исадах, в особенности мясные ряды, подвешивать свои коромысла на такую высоту, чтобы ни одна из чаш отнюдь не касалась прилавка и чтобы при наложении небольшого груза на ту или иную чашку, когда весы свободны, получалось видимое отклонение стрелки в обе стороны».10
Теперь рассмотрим, насколько данное поведение соответствовало религиозным установкам. Для этого обратимся к Корану. Здесь о необходимости точного соблюдения веса и меры указывается примерно в шести аятах (6:152, 7:85, 11:84–85, 17:35, 83:1–3). В частности, в одном из них говорится: «И будьте верны в мере, когда отмериваете, и взвешивайте правильными весами» (17:35). Более того, в законах Шариата обвешивание попадает под категорию «харам зулми» – действие, категорически запрещаемое и осуждаемое исламским моралью, а также то, что грех может быть отпущен только в том случае, если его простит само пострадавшее лицо, то есть тот, кого обвесили.11
Однако на практике мусульманские предприниматели занимались очевидным обвешиванием покупателей, оставаясь при этом людьми высоко религиозными и заботившимися о спасении своих душ. Более того, весьма вероятно, что мусульманские торговцы оставались уверенными в том, что данными действиями они ни в коей мере не препятствуют своему спасению. Возникает вопрос – каким образом возможно объяснить столь противоречивые факты?
Ключевым словом при поиске ответа является «справедливость». В основных правилах Шариата говорится, что запрещается «при купле, продаже, взвешивании нарушать справедливость с целью присвоения чужого имущества, денег».12 Что конкретно подразумевается под этим понятием, мы находим в Коране. В суре «Аль-Мутаффин» («Обвешивающие») в 1–3 аятах говорится: «Горе обвешивающим…». Однако далее идет конкретизация, кого именно из обвешивающих ждет неминуемое наказание. Ими оказываются те, «…которые хотят получить сполна, когда люди отмеривают им, а когда сами мерят или взвешивают для других, то наносят им урон».
Отсюда можно сделать вывод, что теоретически продавец имеет возможность совершить обвес покупателя без нанесения ущерба для своей души, но и сам он, в свою очередь, не должен предъявлять претензии при покупке товаров, если в следующий раз будут обвешивать его. Судя по отсутствию подобных жалоб со стороны мусульман в фондах Астраханского окружного суда и Астраханского городского полицейместера, мусульманское население Российской империи проявляло необходимую лояльность, не демонстрируя должной бдительности по данному вопросу.
Примечательно, что ни в одном другом аяте, кроме 83-го («Обвешивающие») не говорится, что обвешивающих ждет строгое наказание. Во всех других коранических стихах указание на необходимость точного соблюдения веса и меры носят исключительно рекомендательный характер, поскольку не содержат ни какой информации о виде наказания при несоблюдении данных правил.
Выяснение факта отсутствия в Коране категорического запрета на обвешивание покупателя продавцом дает основание утверждать, что данная модель поведения являлась типичной для мусульманских предпринимателей Российской империи рубежа XIX – ХХ веков. Не смотря на то, что в Коране и в законах Шариата присутствует неоднократный призыв соблюдать точность при взвешивании продукции, данную невыгодную с экономической точки зрения установку мусульманским предпринимателям удавалось обходить, не обрекая при этом на погибель свои души. Вероятно, в противном случае, если бы нарушение запрета на обвешивание грозило вечными муками, мусульманские торговцы были бы более педантичны в данном вопросе и подобно, например, иудеям, соблюдали точность при установлении веса товара.13 Однако согласно кораническому тексту серьезное наказание предусматривается только для конкретной категории лиц. К ней относятся продавцы, которые при обвешивании других для себя при этом требуют точного соблюдения веса.
Данное небольшое исследование демонстрирует продуктивную работу используемого метода, заключающегося в анализе воздействия религиозно-этической системы на нормы и институты, определявшие предпринимательскую практику. Не вызывает сомнения его эффективность в качестве инструмента для дальнейших исследований проблем деловой культуры мусульманских предпринимательских сообществ России в том числе в рамках Волжско-Уральского региона.
* Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ 08.01.00443а.
1 См. об этом: Керов В.В. Конфессиональные основы деловой культуры и делового поведения // Вестник РУДН, серия История России – М., 2008. – № 3. – С. 51–64.
2 Первая Всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. – СПб., 1904. Т. 45. С. 7.
3 Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). – М., 2001. С. 324.
4 Первая Всеобщая перепись населения... – Т. 14. С. 7.
5 Там же. – Т. 28. С. 11.
6 Там же. – Т. 36. С. 3–4.
7 ГААО. Ф. 694. Оп. 2. Д. 36. Л. 9.
8 Там же. Д. 17. Л. 204-238.
9 Там же. Д. 50. Л. 195.
10 Там же.
11 http://uighur.narod.ru/islam/osnowy_shariata.html
12 Там же.
13 ГААО. Ф. 694. Оп. 2. Д. 17. Л. 59-60, 71, 88.
Категория: История Астрахани | Добавил: damir_sh (30.10.2013)
Просмотров: 541 | Рейтинг: 0.0/0