Главная » Статьи » Родной край » История Астрахани |
В категории материалов: 101 Показано материалов: 11-20 |
Страницы: « 1 2 3 4 ... 10 11 » |
Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
Фото из фондов Астраханского музея-заповедника, передвижная выставка "Человек в XX в."
Декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (23.01.1918 г.) объявил «все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ народным достоянием», лишил церковь юридических прав, положил начало массовому закрытию церквей и монастырей. 29.10. 1918 г. в Астрахани начала работу особая комиссия по отделению церкви от государства. Действием Декрета были охвачены все религиозные конфессии. Многие храмы утилизировали под ясли, школы, детские дома, клубы, избы-читальни, чайные.
|
Название: От Кутума до Кизани: к 25-летию Советского района города Астрахани Авторы: Елена Федоровна Буслаева, Государственный архив Астраханской области
Издатель: Пента, 2000
ISBN: 5889500171, 9785889500179
Количество страниц: Всего страниц: 92
ББК 91 / бр 3836
Советский район образован 21 февраля 1975 г. Расположен на юго-востоке г. Астрахани, площадь его составляет 39,7 кв. км. |
Изученные источники позволяют сделать вывод, что астраханская армянская община в течение более чем двух веков занимала важное место в экономической и социально-культурной жизни не только Астрахани, но и региона в целом.
|
Г.Г. Корноухова, к.и.н., доцент кафедры истории России РУДН (г. Москва)
«Горе обвешивающим…»
К проблеме существования обмана в деловой культуре мусульманских предпринимателей Российской империи конца XIX - начала ХХ в.*
Проблема существования и развития деловой культуры в Российской империи в конце XIX – начале ХХ в. представляет собой чрезвычайно интересный и пока еще не до конца исследованный вопрос. Многонациональный и поликонфессиональный состав населения Российского государства обуславливает изучение обозначенной проблемы в соответствующем разрезе – через рассмотрение деловой культуры отдельных этноконфессиональных предпринимательских сообществ.
|
Повседневная жизнь любого города сильно зависит от транспорта. Он задает и общий ритм, и скорость пешеходов, и на облик улиц влияет, и на нравы жителей. Городской трамвай, как старейший общественный транспорт, наиболее яркий тому пример. Еще в 1870-х пытались провести у нас конно-железную дорогу, но «конка» не прижилась из-за бугристой местности, на которой лошади быстро уставали. В 1897 г. Городская дума заключила с бельгийской фирмой «Сименс и Гальке» договор на устройство электрического трамвая. |
Астрахань на рубеже ХIХ-ХХ вв. представляла собой динамично развивавшийся город, торгово-промышленный характер которого требовал новых современных транспортных магистралей, связывавших его с другими регионами Российской империи. Осознание потребности в железной дороге у гласных Астраханской городской думы появилось еще в 70-е гг. XIX в., когда правительство решало вопрос строительства железной дороги в Саратове: первоначально планировалось соединить Покровскую слободу с оз. Эльтон, продолжив линию до Астрахани Полезной и необходимой для городского населения признавал строительство железной дороги гласный городской думы И.Г. Сергеев: «...дорога увеличит производство, а следовательно и еще больший родит спрос на труд и услугу». Однако решение вопроса откладывалось, предпочтения |
Быстрорастущий город, каковым являлась Астрахань, требовал развития новых видов транспорта, более экономных и вместительных по сравнению с тем, что могли предоставить извозчики. Последние исправно платили налоги, пополнявшие городскую кассу. Вопрос о сооружении в Астрахани конно-железной дороги возник в стенах городской Думы в декабре 1884 г. 20 января 1886 г. Дума признала реализацию этого проекта желательной и поручила управе «снестись с другими городами» (Петербургом, Киевом, Тифлисом, Варшавой и др.) для изучения опыта проведения конно-железной дороги. Комиссия в составе гласных И.Н. Плотникова, Г.В. Тетюшинова, Н.И. Артемьева, П.И. Шавердова, М.С. Уварова под председательством городского головы В.М. Лазаревского изучила заявление потомственного почетного гражданина Г.Е. Маллисона и тайного советника Н.А. Рубинского о постройке в Астрахани концессионным способом конно-железной дороги. После этого комиссия выработала проект условий концессии и 23 марта 1887 г. представила городской Думе доклад. |
Согласно Генеральному плану застройки Астрахани город был разделен на четыре части. Административное деление города предопределялось расположением городских водных артерий: первая часть располагалась между Волгой, Кутумом и Варвациевским каналом; вторая - за Кутумом к северу; третья - за Кутумом к востоку; четвертая - за каналом к югу. Город, разделенный на части рекой и каналом, ощущал острую потребность в мостах, существовавшие лодочные переправы не могли удовлетворить потребности горожан. Так как по Высочайше утвержденному в 1801 г плану Астрахани защитные валы, мосты и шлюзы должны были сооружаться за счет города то одной из главных забот городской Думы являлось строительство мостов. |
Астрахань. Девятнадцатый век. Центр города застраивается каменными административными и торговыми домами по плану, утвержденному в 1769 году.
За Пречистенскими воротами и стенами кремля, на вершине холма была разбита Генерал-губернаторская (Плац-парадная) площадь, получившая название в честь комплекса зданий для генерал-губернатора, построенных вдоль одной из ее сторон. Площадь имела квадратную форму, и первоначально здесь не было зеленых насаждений.
К середине девятнадцатого века по периметру площади были построены каменные дома. Все они были увязаны между собой архитектурным решением и представляли образец ансамбля зданий, построенных в стиле провинциального классицизма. С любого места площади все здания были хорошо видны. В своих записках об Астрахани, вышедших в 1841 году, М.С. Рыбушкин писал:
|
В начале прошлого, 20 в. в многолюдных местах г. Астрахани, в основном среди бедняков, процветали мошеннические игры: бродячая рулетка, "за ноги и за голову”, "черная и красная” и др. Темные личности нагло обирали доверчивый сельский люд. Игра "черная и красная” состояла из трех карт: двух красных и одной черной масти. На глазах публики аферист ловко перекидывал их на ящике. Помощник его, одетый то деревенским мужиком, то приказчиком, у всех на глазах угадывал карты и получал деньги, не менее рубля или трех каждый раз (в те времена это были немалые деньги). Это подзадоривало некоторых из зрителей, и они проигрывали иногда куда больше денег. 17 июня 1908 г. около киосков на Соборной улице произошел инцидент: плуты с "черной и красной” расположились играть, обыгранный молодой казак дал фокуснику три пощечины и унес его ящик (газета "Астраханский листок”, 19 июня 1908 г.). |