Здесь, во 1-х предбанник пришёлся мне не слишком по нраву, тем, что в нём вовсе не затворялись двери; а температура была одинакова с уличною; на улице же, к вечеру, сделалось так прохладно, что раздеваться, при таком состоянии температуры, было вовсе не забавно. Я, однако, решаюсь и на эту жертву, во имя любознательности. Мне указывают незанятой чулан, каковых здесь N-в 20. Я раздеваюсь в нём; его после запирают и ключ отдают сбитенщику. Вас это удивляет? И меня тоже; но мы с Ж.... все-таки идём вперёд, смело.... Где я возьму красок, чтобы изобразить картину, которая поразила меня, когда я вошел, наконец, в самую баню. Она была битком набита! Вообразите: - это еще называется просторно. Каково же должно быть, если говорят «тесно»? Бритые татары, косматые калмыки, русские бородки, армяне, персияне и пр. и пр., все это, в страшно-компактной массе, возилось, хлесталось бешено вениками, орало, стучало, в атмосфере, до удушья, наполненной горячим паром, пропитанным многоразличными ароматами, не имеющими, однако, ничего общего с запахом амбры. Сесть не было никакой возможности.
...
Читать дальше »
|
Я пообедал еще на подчалке, часов в 11-ть; теперь я спешу разобрать свои вещи и сходить на почту, где давно дожидалось меня письмо из дома. По дороге на почту, я купил винограду. Вообразите, виноград здесь продается, на улицах, зеленый — по 10 коп. медью за фунт; а красный—по 8 коп. на гривенник 4 Фунта! Это необъятная масса! И что за объеденье! Добродетельная хозяйка моя предостерегает меня однако, что фрукты, а виноград в особенности, здесь вредны, для новоприбывших и, к вящему убеждению, приводит в пример какого-то немца, который вчера только приехал, наелся винограда и теперь умирает.
...
Читать дальше »
|
Коса эта, на которой расположена астраханская пристань и куда пристала наша косная, застроена, с приезда, такими лачужками; на улицах её стояли такие огромные и зловонные лужи; и квартиры, которые я тут смотрел по прибитым билетам, были так некрасивы и неудобны, что я упал совершенно духом, и терпене моё истощилось. Если я не могу найти ничего лучше этого,— подумал я, после пяти, или шести неудачных поисков, хороша же перспектива открывается передо мною. Наконец, в одной из грязных и безобразных улиц, прибитый билетик, на полуразрушенном заборе, приводит меня к новенькому дому, в котором ещё идёт стройка. Хозяйка этого дома сладчайше-услужливая госпожа, среднего и даже весьма среднего возраста, предлагает мне две комнатки чистые, обклеенные довольно старою бумагою; но которые показались мне, после всего виденного, очень привлекательными.
...
Читать дальше »
|
Я дал, на водку, калмыкам-перевозчикам и тотчас нанял, за 20 коп. сереб., ломового извозчика, с пяльцами, до квартиры. Подъезжая к Астрахани, я, как опытный странствователь, приближаясь к незнакомому городу, заблаговременно произвёл всевозможные расспросы, на подчалке, о том, где и как могу я найти в нём себе приют удобный и дешевый. Оказалось, что в Астрахани есть одна только гостиница «Париж» и ту мне описали весьма не привлекательными красками, советуя единогласно, не останавливаться в ней. Молодой таможенной чиновник, мой сарептский спутник рекомендовал мне дом Бережанова; а бывшие на подчалке армяне, каждый год проезжающие через Астрахань, на ярмарку, воспевали квартиры на Косе, где они сами постоянно останавливаются:
...
Читать дальше »
|
Арбы эти запряжены волами; а странные подводчики одеты в черкесские костюмы и у многих, на поясах, висят кинжалы. Перевоз через Волгу здесь, к счастью, казенный, исправный, бесплатный и производится калмыками. Десятка два их кибиток расположено на берегу; у двух, или трёх веют красные флаги,— молитвенные сигналы за больных детей.— Все это напоминает мне, что я в стороне далекой и полудикой. Вещи мои переложили, с арбы на косовую лодку, куда село человек 30 народа в мы отправились греблею. Вид города и в особенности этого бесконечного ряда судов, пестрых корабликов, лодок и лодочек казался мне чрезвычайно привлекательным. — На лодке со мною сидело человек пять щеголеватых армян,
...
Читать дальше »
|
Вы ошибётесь, если подумаете, что сойти с подчалка на пристань точно также удобно и просто здесь, как у вас, в Петербурге, где вы, самым покойным образом, переходите, с борта какого-нибудь парохода, на гранитные ступени пристани, не испортив ни одной складки, в вашем изысканном туалете. Здесь нет не только ступеней и гранита, но даже не имеется простого камня, ни кирпича, ни даже доски, на этой природной пристани. Вы должны лезть, с судна вниз, по отвесно повешенной, деревянной лесенке, с которой всего легче свернуться, при малейшей неловкости; и потом, чтобы достигнуть берега, вам приходится неминуемо сделать прекурьезное сальто-мортале, на сырой песок, который еще, благодаря здешнему знойному климату, сохраняет в себе не слишком много влажности. Представьте себе, каково было спускаться нашим двум барыням. Бедные! Они, однако же, должны были тоже решиться на сальто-мортале.
...
Читать дальше »
|
Астрахань,— перевоз,— пристань,— квартира на косе,— простонародная баня,— тараканы,— бегство, и водворение на другой квартире. 12 сентября. Ровно в полдень, мы вступили в астраханские воды. Город открылся весь и вид его чрезвычайно хорош, с середины Волги. В версте расстояния, влево, на небольшом, плоском холме, раскинуть длинный ряд каменных зданий, над которыми возвышается множество церквей, белые стены кремля, с четвероугольными башнями и, над всею этою массою построек, горделиво красуется пятиглавый, громадный собор, со своею колокольнею. Правее виднеется порт с флагом, на котором изображены 4 якоря. Ниже, по реке целый лес мачт и, кое-где, между ними, трубы пароходов. Все это оттенено зеленью развесистых талов и великолепных раин. Капитан наш покончил свои распоряжения, совершенно в том же духе, в каком вёл их, во время всего путешествия.
...
Читать дальше »
|
Начинаем знакомить наших читателей с книгой Николая Ермакова, которая была издана в 1852 году. Астрахань и Астраханская губерния Описание края и общественной и частной жизни его, состоящее из записок, веденных, во время одиннадцатимесячного пребывания в нём. Издано Н-ем Ерм-м. (Николаем Ермаковым) Москва В типографии В.Готье 1852 ОТ ИЗДАТЕЛЯ Издаваемые записки достались мне от автора, уже теперь умершего , с полным правом, употребить их, как хочу, только не объявляя его имени. Найдя, в этих заметках, наблюдения и факты, показавшиеся мне чрезвычайно занимательными, я считаю долгом, познакомить с ними нашу читающую публику, принимающую теперь с такою благосклонностью, все сведения о любезном отечестве нашем.
...
Читать дальше »
|
|