Главная » Статьи » Родной край » История Астрахани

Мина Львович Аристов (1887 — 1941)
Среди коренных астраханцев вряд ли найдется такой, кто не слышал бы имени Аристова. А многие из тех, кому теперь за пятьдесят, знали его лично. Да и немало еще живых, кто сражался под его  командованием в памятные январские дни 1918 года.
С этими историческими для Астрахани днями связаны  самые яркие страницы в  биографии Мины Львовича Аристова — бесстрашного воина революции.
Потомок одного из московских стрельцов, сосланных за бунт в Красный Яр, М. Л. Аристов родился 11 ноября 1887 года в семье казака, который дослужился до старшего урядника, избирался атаманом станицы .и ушел на пенсию в чине отставного коллежского регистратора. 
Переехав на жительство в Астрахань, отец Аристова па войсковой счет определил сына в казачий пансион при так называемой классической гимназии. В бурный 1905 год, когда борьба рабочего класса вызвала брожение и среди передовой части учащейся молодежи, М. Аристов вступает в ученическую организацию РСДРП, входит в состав военной группы для работы среди казаков, принимает активное участие в движении учащихся средних учебных заведений. В ответ на это последовала репрессия казачьего начальства: Мину Аристова исключают из пансиона и сажают на десять суток под арест. 
Безудержный разгул реакции после поражения революции 1905—1907 гг., предательское убийство друга, казака-революционера Александра Мордвинцева, толкали Аристова на размышления об отношении к казацкому сословию: ведь казачество показало себя надежной опорой царского самодержавия. Созревает решение порвать с сословием, обагрившим себя кровью борцов революции.
По окончании гимназии Мина Аристов едет в Киев и поступает на юридический факультет университета. Но в декабре 1907 года Аристова исключают из университета за участие в студенческих беспорядках и высылают в Астрахань. Астраханское казачье начальство, разумеется, неласково встретило ссыльного студента: по приказу командующего войсками Казанского военного округа Мину Аристова забирают на военную службу и для «надлежащей выучки» зачисляют в 1-й Астраханский казачий полк, установив за ним негласный надзор. В следующем году, исходя, очевидно, из признания прирожденной склонности всякого казака к пожизненной военной службе, командование направляет Аристова в Оренбургское казачье юнкерское училище. Окончив его в 1910 году, молодой офицер Аристов проходит службу снова в 1-м Астраханском казачьем полку. Иногда на него возлагается заведование той или иной станицей казачьего войска.
Наступает 1914 год, первая мировая империалистическая война. Аристов — на германском фронте, командует сотней во 2-м, а затем в 1-м Астраханском казачьем полку.
Империалистическая война за чуждые народу интересы, бездарность и «прямое предательство некоторых царских министров и лиц из высшего командования, плохое снабжение фронта оружием, обмундированием и продовольствием, катастрофическое расстройство всей экономики царской России— все это явилось причиной нараставшего недовольства не только на фронте, но и в тылу, особенно в крупнейших городах страны Петрограде, Москве и др. Большевики, -не взирая на жестокие кары, в тылу и на фронте, неутомимо разоблачают несправедливый характер этой антинародной войны, разъясняют ленинский лозунг: превратить войну империалистическую в войну гражданскую.
И, наконец, прянул гром: свершилась - Февральская революция 1917 года. Подобно могучему урагану, волна народного гнева омела сгнившее на корню царское самодержавие. Однако власть захватила буржуазия и ее пособники — меньшевики и эсеры. Их Временное правительство сразу же взяло курс на «войну до победного конца», откладывая на неопределенный срок решение всех волнующих народ вопросов, в том числе и вопрос о земле. Такая политика, разумеется, никак не отвечала интересам и чаяниям широких народных масс. Поэтому их недовольство продолжало расти. Не помотали Временному правительству ни тонкие ухищрения и обещания, ни введение на фронте смертной казни, ни меньшевистако-эсеровокая демагогия. В сердца и головы рабочих и крестьян в тылу и их сыновей — на фронте все глубже западали идеи Ленина, большевистская правда.
В апреле 1917 года в Минске созывается 1 съезд солдатских, рабочих и крестьянских депутатов Западного фронта. Подъесаул Аристов делегируется на съезд представителем от Туркестанской казачьей дивизии. На съезде от солдат, настроенных оппозиционно к  временному правительству, Аристов избирается в президиум, а затем членом исполнительного комитета. И на самом съезде, и особенно после него 'Аристов с ленинских позиций разъясняет солдатам самый злободневный для них вопрос о войне и мире, разоблачает предательскую политику эсеров и меньшевиков, ведет борьбу с силами контрреволюции, возглавляемой штабом фронта.
После кровавых июльских дней в Петрограде усилилась травля и участились случаи физической расправы не только с большевиками, но и с теми солдатами и офицерами, кто хотя бы немного сочувствовал им. Аристову нельзя было дальше оставаться на прежнем месте. С разрешения исполкома и партийной организации под видом отпуска он покидает фронт и отправляется на родину.
Астрахань в ту пору, как и многие другие города, жила напряженной жизнью. Все предвещало надвигавшиеся грозные события. Антинародная внешняя и внутренняя политика Временного правительства вое -больше  рассеивала у трудящихся масс иллюзии первых дней и месяцев революции. Астраханские рабочие, незажиточные ловцы (рыбаки) и земледельцы все чаще убеждались на деле, кто их друзья и кто враги. Росло влияние большевиков, среди трудового люда.
Пришла пора и для астраханских ленинцев окончательно порвать с соглашателями-меньшевиками, которые продолжали безапелляционно поддерживать Временное правительство Керенского. Аристов приехал как раз в момент, когда назрела неотложная необходимость разрыва, и принял самое активное участие в его осуществлении, в создании в Астрахани боеспособной большевистской организации. 
1-й боевой штаб Красной гвардии и партизан. 1-я добровольческая отдельная стрелковая рота Красной гвардии и партизан
Аристов с помощью других казаков-единомышленников (Ботаев, Забурунов, Антштов, Битюцкий, Донской, Нагибин, Компаненков и другие) ведет пропаганду и агитацию преимущественно среди казаков, стараясь  правдивым большевистским словом оторвать от казачьих контрреволюционных верхов и привлечь на сторону Советов трудовые слои казачества. Хотя в полной мере этого и не удалось тогда добиться, все же работа большевиков-казаков не пропала даром. Она породила сомнения и колебания среди значительной части казацких низов и обусловила тот «холодок», с которым трудовые казаки, обманно" вовлеченные* в борьбу своим высшим начальством, приняли участие в январских боях, в которых оружием и кровью пришлось решать вопрос: какой быть в Астрахани власти — Советской, революционной или буржуазной, контрреволюционной.
Рабочие, солдаты,- трудовые ловцы и крестьяне Астраханской губернии все больше проникались сознанием правоты большевиков и все чаще шли за большевистскими лозунгами. Однако, даже после победы Октябрьской  революции в центре, соотношение сил в Астрахани было не в пользу Советов. Поэтому большевистская организация на этом этапе считала своей главной задачей не только завоевание на свою сторону большинства рабочего класса Астрахани, но и создание революционных вооруженных сил, способные в борьбе .за установление Советской власти разбить крупные силы астраханской контрреволюции.
С этой целью на заводах создаются отряды Красной гвардии, ведется настойчивая работа по привлечению на сторону Советской власти солдат единственной в Астрахани армейской части — 156-го пехотного полка. Вначале декабря эта работа дала первый серьезный результат: солдаты прогнали бывшего командира-белогвардейца и по рекомендации большевистской фракции Совета избрали командиром полка большевика М. Л. Аристова. В течение месяца Аристов, при помощи других партийцев, проводит труднейшую в той обстановке работу по превращению 156-го полка в боевую единицу.
Тщательно подготовившись и выбрав удобный момент — канун съезда Советов, который должен был  провозгласить Советскую власть и на территории Астраханской губернии, контрреволюция вероломно зажгла пожар гражданской войны. В ночь на 12 января 1918 года началась в Астрахани смертельная схватка труда с капиталом, революции с контрреволюцией.
Поистине героической была эта неравная борьба трудящихся со своими угнетателями. У врагов Октябрьской, революции была обученная и вооруженная артиллерией, пулеметами и винтовками военная сила: казаки,  офицерские, калмыцкие и другие белогвардейские отряды, заблаговременно выгодно расположенные в важнейших пунктах города и окрестностей по плану руководящего штаба контрреволюции. В рядах защитников  революции— слабо обученные и плохо вооруженные рабочие-отряды. Красной гвардии и единственная, к тому же – не вполне боеспособная, воинская часть — 156-й полк. Подразделения полка, кроме крепости, были расквартированы еще в ряде мест. В результате внезапного нападения контрреволюции они большей частью были разоружены. И эти незначительные силы — без пушек, всего с двумя пулеметами и небольшим количеством ружей устарелых образцов — должны были не только противостоять регулярным частям и хорошо вооруженным отрядам белогвардейщины, но и победить, любой ценой очистить Астрахань от белогвардейской нечисти, так как слишком велико было значение Астрахани и всего Нижнего Поволжья для молодой Советской республики как в  экономическом, так и в стратегическом отношении.
Решением комитета, партийной организации  большевиков и Совета рабочих, солдатских и ловецких, депутатов Астрахани М. Л. Аристов накануне январских событий был назначен председателем Военно-революционного  комитета, а с началом боевых действий — командующим всеми революционными вооруженными силами.
Стачечные комитеты на предприятиях и Центральный стачечный комитет во главе с энергичным Николаем. Веймарном мобилизовали рабочих на поддержку ревкома — создавали рабочие дружины, налаживали изготовление патронов, оружия. По призыву большевиков из сел в крепость двинулись отряды ловцов, промысловых рабочих и подводы с продовольствием. Главная тяжесть руководства организацией обороны цитадели астраханских трудящихся — Кремля и подступов к нему от непрерывно наседавшей белогвардейщины легла на плечи М. Л. Аристова. По его плану и команде устраивались заграждения, устанавливались огневые точки, проводились разведывательные поиски, вылазки, контратаки и, наконец, 7 февраля (25 января по старому стилю) было осуществлено генеральное наступление, увенчавшееся полной победой над контрреволюцией. За эту победу Мина Львович Аристов заслужил вечную признательность трудящихся Астрахани.
Недешево досталась эта победа: немалые жертвы понесли защитники Советской власти, большие разрушения
были причинены городу, особенно зданиям, в которых засели белогвардейцы. На обвинения «критиков» (нашлись такие «критики») М. Л. Аристов хорошо ответил в 1925 году в своих воспоминаниях:
«Тем, кто не хочет понять всей важности борьбы трудящихся г. Астрахани, кто не желает видеть тех громадных результатов, которые принесла победа трудящихся г. Астрахани, необходимо было бы пробыть хоть несколько часов в тогдашних условиях, особенно' в первой стадии борьбы...
Только фразеолог, фантазер, идеолог мелкобуржуазного толка, с идеей решающей роли личности в истории, может ставить в вину борющимся рабочим, оторванным от всего мира, с пустыми руками, с палками и  деревянными пиками, против хорошо вооруженных, хорошо организованных отрядов, возглавляемых высоко  квалифицированными спецами во всех областях техники и науки», - ставить борцам революции в вину это вынужденное обстоятельствами сожжение зданий в центре города.
Январская победа 1918 года была самым выдающимся событием в истории борьбы астраханского  пролетариата. Она доказала, что понесенные жертвы не были напрасны в условиях того времени.
С установлением в Астрахани и губернии Советской власти Аристов — первый военный комиссар. А с весны 1918 года, на протяжении - многих месяцев, он возглавляет ударные коммунистические отряды, ведет борьбу с дагестанской и гурьевской контрреволюцией, в районе Лагани дерется с частями генерала Драценко, подавляет кулацкие восстания в селах Астраханской губернии, под Черным Яром и Царевом бьется с полчищами генерала Мамонтова. В последующие месяцы — до конца гражданской войны — Аристов находится на разных фронтах вне Астраханской губернии. Он командует бригадой 5-й кавалерийской дивизии, является начдивом 7-й сводной кавалерийской дивизии.
В феврале 1921 года в связи с переломом нош, Аристов был эвакуирован в Астрахань. Здесь, после демобилизации, он переходит на кооперативную работу, на  которой и остается в течение нескольких лет.
В 1925 году трудящиеся Астраханской губернии избирают М. Л. Аристова на ответственный пост председателя губернского исполнительного комитета. Одновременно он избирается членом ВЦИК и ЦИК. СССР. В 1926 - 1929 гг. Аристов работает в Москве, в аппарате высшего органа власти федерации — во Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете.
В последние годы своей жизни Аристов был на хозяйственной работе в Москве, а затем в связи с тяжелым заболеванием ушел на пенсию.
Честным и бескорыстным человеком, волевым и храбрым воином, преданным и стойким бойцом ленинской  партии — таким всегда был старый большевик Мина Львович Аристов. Таким он и ушел преждевременно из жизни. В последнем письме, на пороге смерти Аристов, не имевший детей, писал сестре: «Передай всем моим  племянникам и племянницам, чтобы они были преданы коммунизму, ибо только он дает человеку полное освобождение от зла и гнета».
Из книги: Солдаты Октября. Историко-биографические очерки об участниках борьбы за власть Советов в Астрахани и Астраханской губернии. Издательство газеты «Волга» 1958 Н.И. Толкачев Тираж 10.000.
Саму книгу можно скачать тут.
Категория: История Астрахани | Добавил: damir_sh (29.06.2012)
Просмотров: 1713 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0