Главная » Статьи » Родной край » Наши земляки |
После нескольких попыток создать в городе фотогалерею нам наконец удалось это сделать. Итак, 13 мая 2012 года войдет в историю астраханской фотографии как год появления первой художественной галереи с поэтическим названием «Фотогалерея на Ахматовской». В ней представлены работы известных астраханских фотографов, которые уже много лет являются членами народной фотостудии «Дельта», Астраханского отделения Союза фотохудожников России и фотоклуба «Радуга». В культурном развитии города это событие важное и немного грустное. Важное - так как это первая художественная фотогалерея, где будут выставляться, в том числе на продажу, работы лучших наших фотомастеров. А грустное - оттого что это происходит с большим запозданием по российским меркам и с огромным - по мировым. В этом отношении Астрахань - последний крупный город на Волге и один из последних крупных городов в европейской части России, где уже давно существуют художественные фотогалереи. Итак, что же это такое художественная фотогалерея? Впервые они стали появляться в Европе в 60-е годы ХХ века. Возможности фотографии расширялись, и люди стали замечать, что не только портреты близких людей, родственников и предков могут висеть на стенах домов, но и хорошая, сделанная со вкусом художественная фотография, оформленная под стекло, а затем в паспарту и багет, может украсить интерьер жилого дома или служебного помещения. Фотографический рынок моментально среагировал на это. Тематика была самой разнообразной, от какого-нибудь городского места или места действия, скажем, на городском ипподроме, пляже или в парке, до самых простых и понятных вещей - это пейзаж, натюрморт, архитектура… По мере того как художественная фотография укрепляла свои позиции и отстаивала свои права называться произведением искусства, появлялись модные направления. Например, в 60-е годы ХХ века возник спрос на фотографию, на которой изображены капли дождя на оконном стекле. И появилось на рынке большое количество различных вариаций на эту тему. Рекордсменом был известный пражский фотограф - пан Судек. В мире он прославился тем, что всю жизнь, в разное время суток и в разную погоду, фотографировал для фотовыставок Карлов мост и снимал окно своей мастерской. В разные годы своей жизни, в дождливую и пасмурную породу, он сделал более двухсот выставочных фотографий окна своей мастерской, при этом ни разу не повторившись. Это, конечно, «высший пилотаж» в области художественной фотографии. Среди мастеров того времени укреплялось понимание того, что при творческом подходе фотография - это бездна. Разумеется, это только один из примеров различных модных направлений, но наряду с этим классика во все времена была и остается на самом видном месте. В нашей стране первые галереи стали появляться в начале 90-х годов ХХ века. Самая первая, в которой я побывал в конце 1990 года, это «Галерея на Солянке» (она и до сих пор существует). Если память не изменяет, это была выставка скандинавских фотографов в рамках какого-то фотофестиваля в Москве. Но первая в стране чисто фотографическая - это фотогалерея «Школа». Появилась она в 1991 году, и возглавила ее Ирина Меглинская. Тогда применительно к Астрахани сделать что-либо подобное без поддержки властей казалось нереальным. А сегодня спасибо предпринимателям, которые вкладывают свои деньги в создание астраханской фотогалереи и при этом знают, что на первых порах этот вид бизнеса прибыли не принесет. Теперь немного о том, что творится на этом рынке в Астрахани, хотя «рынка» как такового нет. Дело в том, что у нас огромное количество отделов при магазинах, которые торгуют всевозможными картинами и картинками, оформленными в аляпистые рамы и рамочки. И это один из самых продаваемых товаров. Так называемые картины и постеры печатаются типографиями большими тиражами, оформляются в рамки и распространяются по всей стране. Это массовая продукция по сходной цене. Об АВТОРСТВЕ здесь никакой речи не может идти. Теперь о том, чем руководствуются люди в цивилизованном мире, заходя в фотогалерею и присматривая для интерьера оформленную авторскую художественную фотографию. Ориентируются на жанр, мастерство исполнения, тональность и уровень оформления, размер изображения, на цену, ну и, конечно же, на АВТОРА. Продвинутый или начинающий, перспективный или… Дело в том, что художественная фотография как вид изобразительного искусства имеет свою историю, своих авторов, направления, жанры… Даже на примере Астрахани мы знаем несколько имен фотографов, которые навсегда вошли в историю астраханской фотографии. Это С.М. Вишневский (работал последние 40 лет XIX века), В. Егоров (80-90-е годы XIX века), С.И. Климашевская, А.Д. Роговенко, М.А. Козлов, С.И. Карягин, Р.Ф. Баденмюллер и многие другие. Из астраханских фотографов советского периода самым известным в мире считается Марк Степанович Редькин. Фронтовой фотокорреспондент газеты «Красная звезда», впоследствии фотомастер издательства «Планета». Фотографии, отпечатанные даже в настоящее время с его фронтовых негативов, приобретаются коллекционерами всего мира. Из более поздних и ныне здравствующих фотографов - это Александр Шевелев.
Фотоработы Александра Шевелёва
Работа «След» была удостоена золотой медали на Всесоюзной выставке 1987 г.
В 80-е годы ХХ века, несмотря на отечественную допотопную фототехнику, художественная фотография в Советском Союзе была на достаточно высоком уровне, было огромное количество всероссийских, всесоюзных, зональных, областных и прочих фотовыставок. Такого количества фотосеминаров различного уровня не проводилось никогда. Мы тогда знали и общались с фотографами всего Союза и знали, кто из себя что представляет. И в эти годы из астраханских фотографов одним из лучших в Союзе был А.Г. Шевелев, это бесспорно, и это помнят все серьезные фотографы бывшего Союза, а его направление в винтажной черно-белой фотографии - «местное тонирование», или «локальный вираж» - в то время существовало только в теории и в фотографических справочниках того времени. Были, правда, в стране неуклюжие попытки материализовать это на фотобумаге, но впервые на высоком художественном уровне это удалось только нашему астраханскому товарищу, и этот момент в ракурсе истории развития отечественной фотографии требует детального изучения. В сегодняшнем фотографическом мире непосвященному человеку заблудиться очень легко. В те времена на любом российском или союзном фотоконкурсе в составе жюри в подавляющем большинстве были достаточно подкованные люди, и в основном шел объективный отбор лучших. В настоящее время проблема не столько с хорошими фотографами, сколько с составом жюри на конкурсах или с фоторедакторами (бильдредакторами) в различных издательствах, которые растут как грибы, в результате чего все ориентиры сбиты и не к кому обратиться за советом, а предложений со всех сторон очень много. Остается одно - постоянное самосовершенствование. В «Галерее на Ахматовской» работы на астраханскую тематику будут представлены с большим перевесом, также будут представлены работы по ближнему и дальнему зарубежью и, конечно же, по России. Наша галерея не предлагает фотокартины на баннерной ткани, не предлагает постеров, которые печатаются в типографиях большими тиражами, в основном будут авторские работы, хотя некоторое количество фоторепродукций старой Астрахани присутствовать должно. Поддержите астраханских фотохудожников. Фото Александра Шевелева П. Просянов "Волга", 26.06.2012 №87 (26153) | |
Просмотров: 1224 | Комментарии: 1 | |