Главная » Статьи » Народная культура » Статьи |
Обряд обрезания у юртовских татар Астраханского края
Обряд обрезания у юртовских татар Астраханского края Аделия Рустямовна Усманова, Андрей Владиславович Сызранов (Астрахань) Обряд обрезания в мусульманском мире издавна рассматривается как важный
признак принадлежности мужчины к исламу. Этим, видимо, обусловлена важная роль
этого обряда у юртовских татар Астраханского края как в прошлом, так и в
настоящем. Ранее, в конце XIX - первой половине XX в.в., обряд обрезания
(тат.-юрт. суннэт) был более архаичен и разнообразен, чем сейчас. Обрезание
обычно производили в возрасте от семи дней до семи лет. Необрезанный человек
считался «нечистым». Ответственность за совершение обряда лежала на родителях,
родственниках и опекунах. К суннэту готовились заранее. За две-три недели до
обряда оповещались и приглашались гости: мулла, старейшины села, певцы-хушавазы,
музыканты (сазче и кабалче), родственники-мужчины, соседи. Для мальчика шили
специальную нарядную одежду из шёлка и бархата. В назначенный день мальчика
наряжали, усаживали вместе с другими детьми на украшенную арбу и возили по
улицам села, заезжая к родственникам, которые одаривали виновника торжества
подарками. Всё это сопровождалось веселыми песнями под музыкальное
сопровождение. По возвращении мальчика домой, в отдельной комнате его ожидали
мулла, отец, двое незнакомых мужчин и суннэтче-баба - специалист по обрезанию.
Мулла читал молитвы из Корана. Затем приступали собственно к обрезанию: мужчины
держали мальчика за ноги, а суннэтче быстро обрезал крайнюю плоть, при этом
отвлекая ребёнка успокаивающими фразами (напр.: "Сейчас станешь большим
парнем!"). Крик ребенка означал благополучный исход обряда. Как сигнал, он тут
же подхватывался мальчиками в другой комнате криками "ба-ба-ба" или "ура" и
хлопаньем в ладоши, чтобы заглушить плач. После обрезания рану посыпали пеплом и
мальчика передавали матери. Приглашенные гости одаривали ребенка подарками:
сладостями, детской одеждой и т.п. В специально сшитый мешочек шунтай все
присутствующие клали для мальчика деньги. При этом официальная часть обряда
заканчивалась, после чего начинался праздник суннэт-туй. Суннэт-туй включал в
себя пир и майдан. При этом как на пиру, так и на майдане участвовали только
мужчины. Угощение готовилось загодя: резали баранов, овец. По причине большого
количества гостей ставили шатры, накрывали достарханы. Пиршество сопровождалось
исполнением хушаваза (с тат.-юрт. - "приятный голос") - уникального эпического
жанра вокального фольклора юртовских татар Астраханского края. Хушаваз
исполнялся хушавазами - мужчинами-сказителями. Майдан состоял из спортивных
состязаний: бега, вольной борьбы кору, конных скачек и соревнования алтын кабак
(стрельбе из ружей по подвешенной на высоком столбе золотой монете). Победителей
награждали шелковыми платками, баранами. Все состязания требовали определенных
мужских качеств: умения держаться в седле, ловкости, силы, меткости,
выносливости. Пышное, массовое проведение суннэт-туя говорит о том, что этот
праздник являлся одним из самых главных семейных торжеств. Сегодня как сам
обряд, так и приуроченный к нему праздник претерпели значительные изменения.
Так, обрезание теперь делают хирурги в больницах. Исчезла практика возить
мальчика на украшенной арбе, устраивать майданы. Праздник суннэт-туй, в
основном, проводится через несколько недель после обрезания. В намеченный день
приглашенные мужчины собираются в доме мальчика. Мулла читает Коран, затем
гостей угощают пловом. После мужчин приходят женщины, дарят ребенку подарки и
также угощаются. При всех своих изменениях обряд обрезания сохранил своё
ритуальное содержание и важное общественное значение. Среди юртовских татар нет
семьи, которая не устраивала бы этот праздник. Суннэт является не только
символом введения нового человека в мусульманскую общину, но и своеобразной
инициацией, способствующей "превращению" мальчика в мужчину.
| |
Просмотров: 2414 | |