09:45 Разъяснение законодательства: провозглашенное Конституцией Российской Федерации право граждан на проведение публичных мероприятий | |
Разъяснение законодательства: провозглашенное Конституцией Российской Федерации право граждан на проведение публичных мероприятий должно реализовываться в строгом соответствии с законом Поступающая в прокуратуру области информация свидетельствует о возрастающем количестве проводимых гражданами, политическими партиями и общественными объединениями митингов, шествий, демонстраций и пикетирований. В целях недопущения нарушений законодательства при проведений публичных мероприятий прокуратура разъясняет действующее законодательство в указанной сфере правоотношений. Статьей 31 Конституции Российской Федерации провозглашено право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. В соответствии со ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. право на мирные собрания не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. В целях реализации гражданами указанного конституционного права принят Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», который наделяет организатора публичного мероприятия широким объемом прав, сочетающихся с рядом серьезных обязанностей и ограничений. В соответствии с требованиями Федерального закона одним из обязательных условий проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) является уведомление о его проведении соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц - в срок не позднее трех дней до дня его проведения. Установление законодателем временных рамок уведомления организаторами публичных мероприятий об их проведении органов власти и местного самоуправления связано с возложением на органы власти (местного самоуправления) определенных обязанностей. В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом орган власти после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан выполнить ряд мероприятий при согласовании его проведения, в частности, назначить своего представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия; обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи и т.д. Вместе с тем, в случае невозможности проведения публичного мероприятия при заявленных организаторами условиях или несоответствии поданного уведомления требованиям закона орган власти (местного самоуправления) обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона. Представителю органа власти или местного самоуправления законодательством предоставлены полномочия по приостановлению публичного мероприятия, если во время его проведения по вине участников произошло нарушение правопорядка. В случае создания реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, для имущества физических и юридических лиц, совершения участниками мероприятия противоправных действий представитель органа власти или местного самоуправления вправе требовать прекращения мероприятия. Выполнение требований Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» является одной из гарантий обеспечения общественной безопасности при проведении публичных мероприятий, в том числе, предотвращения массовых беспорядков и угрозы для жизни и здоровья граждан. В случае нарушения требований закона наступает административная ответственность, в частности, в соответствии со ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования влечет наложение административного штрафа на организаторов в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей. Нарушение установленного порядка проведения указанных мероприятий влечет наложение административного штрафа на организаторов в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на участников - от пятисот до одной тысячи рублей. Кроме того, в случае совершения участниками публичного мероприятия противоправных действий, подпадающих под признаки административных правонарушений (ст.19.3 - неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, 20.1 - мелкое хулиганство КоАП РФ и др.), а также преступлений ( массовые беспорядки (ст.212 УК РФ), хулиганство (ст.213 УК РФ), применение насилия в отношении представителя власти (ст.318 УК РФ), оскорбление представителя власти (ст.319 УК РФ) и пр.), в отношении виновных могут быть назначены такие наказания, как штраф, административный арест на срок до 15 суток, лишение свободы. | |
|