16:02 Две статьи об Адихане Шадрине | |
Дина Немировская Шадрин Адихан Измайлович Имя одного из самых известных представителей старшего поколения прозаиков нашего города Адихана Измаиловича Шадрина знакомо читателям, живущим далеко за пределами Астрахани. Автор двадцати книг, включая переиздания в столичных издательствах «Современник» и «Советская Россия», он продолжает радовать и удивлять своих читателей острыми психологическими произведениями без малого полвека. Вся жизнь и творчество Адихана Шадрина связаны с Волгой и Каспием. Среди рыбаков прошло его детство. Писатель родился 1 июля 1929 года в селе Яндовище Инсарского района Пензенской области, однако едва ли кто-либо ещё так, как он, связан многими годами жизни, всеми её путями и тропами, всею своей и человеческой и писательской судьбой с нашим астраханским краем, которому посвящены его произведения. Он его отлично знает и пишет о нём. В наш край судьба забросила будущего писателя, когда ему было меньше года. В 1930 был несправедливо осуждён его отец, и мать, взяв с собой пятерых детей, переехала в Астрахань, где жили её замужние сестры. Отца освободили досрочно, по профессии он был пекарем и получил направление на работу в село Ново-Красное Марфинского (ныне Володарского) района, где среди чудесной природы Волжского Понизовья провёл детские годы Адихан Шадрин. С ранних лет писателю были знакомы и любимы быт и окружение простых сельских людей, крестьян и рыбаков, что в дальнейшем без сомнения помогло ему в творчестве. В селе, где рос писатель, имелась лишь школа-восьмилетка, и для того, чтобы продолжить обучение, Шадрин переезжает в Астрахань, где оканчивает среднюю школу № 14. По словам самого писателя, считающего, что желание писать, заложено в человеке изначально, к первым творческим опытам его привели ностальгические чувства по сельским местам с обилием дичи и рыбы, лесам, камышам. Вид запылённого города в окружении булыжных мостовых пробудил желание рассказать о тех заповедных местах, где «невидимкой петляет приглубь», «шепчутся гремучие камышовые крепи» да «прижимается к реке широкий култук». Будучи студентом физико-математического факультета Астраханского учительского института Адихан Шадрин пишет и публикует ряд газетных очерков об односельчанах, о забавных похождениях сельской ребятни, охотничьих впечатлениях и красотах родного края. В начале пятидесятых при редакции газеты «Волга» работало литературное объединение, руководил которым доцент учительского института Александр Александрович Любимов. Ежегодно приезжал в Астрахань известный прозаик Александр Иванович Черненко, первым посоветовавший Шадрину писать не стихи, с которых тот начинал, а прозу. Под редакцией А. И. Черненко выходили коллективные альманахи, литературно-художественные сборники «Литературная Астрахань», где в 1953 году рядом с произведениями Б. Шаховского, К. Ерымовекого, Б. Жилина, Б. Филиппова, Ф. Субботина были опубликованы «Охотничьи рассказы для детей» Адихана Шадрина. Это была самая первая его публикация, не считая газетных. После окончания института молодой писатель возвращается в родную Ново-Краснинскую школу-восьмилетку, где преподаёт физику и математику. В постоянном общении со своими учениками, мечты и фантазии которых ясны и понятны по воспоминаниям о собственном детстве, у Шадрина возникает желание рассказать и другим детям о жизни рыбацкого края. Первые книги Шадрина - сборники рассказов «Первая охота»(1955). «Толя и Коля» (1958), «Загадки Никитинской гривы» (во втором издании - «За Кабаньим Бродом») (1960), «Вовка-моряк» (1964), сборники повес гей «Камышовый плен» (1966) и рассказов «Следы на воде» (1970) адресованы детям и написаны с человеческой теплотой и искренностью. Вот что писал автор в предисловии к одной из книг: «Ниже Астрахани Волга разветвляется на сотни мелких рек, они-то и выносят воды великой русской реки в море-озеро Каспий. На отлогом берегу одной из этих рек, почти у самого взморья, есть старинное рыбацкое село Ново-Красное. Ранней весной прилетают сюда караваны крикливых гусей и белоснежных лебедей, бесчисленные стаи уток, лысух, гагар. Они поселяются в зарослях камыша, вьют гнёзда, выводят птенцов. А на деревьях строят свои жилища белые, серые и красные цапли, каравайки, бакланы, колпицы... Всё это мне пришлось видеть с самого раннего детства - я жил и учился в селе Ново-Красное. Оттого и кажется мне, что лучше этого села нет на всём земном шаре, а поскольку далеко не все могут побывать в наших краях, то и решил я написать об этом для ребят. Пусть, думаю, почитают и узнают, как живут их сверстники в рыбацком селе, чем занимаются летом, какая тут богатая рыбалка, какие птицы и звери обитают в дельте реки Волги». Книги для детей Адихана Шадрина не только увлекательны, но и познавательны. Из его рассказов можно узнать, почему дружны меж собою такие непохожие друг на друга птицы, как баклан и пеликан, отчего утки и гуси летом не могут летать и многое другое. С самого начала своего творчества писатель ставит перед маленьким читателем важные нравственные вопросы, пишет о непростом труде рыбака, требующем и отваги, и усердия. В центре повести «За Кабаньим Бродом» - трагедия мальчика Тимки. Действие происходит в военное трудное время, когда фашисты подошли к Волге. Ребята из села Морская Коса Тимка, Андрей и Панька во время рыбной ловли обнаружили троих дезертиров, среди них был и Тимкин отец, которого мальчик очень любил и которым гордился. Писатель лёгким и доступным языком говорит с детьми о чувстве долга перед Родиной, о действенной любви к ней, о том, что ей нельзя изменять, не потеряв человеческого достоинства. Позже автор вернётся к этой серьёзной теме в одном из своих самых известных произведений - повести «Лизавета» (1976). И это не случайно: ведь обращение к этой теме вызвано воспоминаниями писателя. На его глазах в родном и соседних сёлах - в Марфино, в Конном Могое, в Тузуклее жили дезертиры, судьбы которых сложились по-разному - кто-то, не вынеся позора, свёл счёты с жизнью, кто-то искренне раскаялся. Шадрин посылал повесть в журнал «Волга», редактор которого посоветовал перестроить сюжет таким образом, чтобы дезертир исправился. Разумеется, автор делать этого не стал. В повести исследованы мучительные психологические процессы, происходящие в сознании дезертира, предавшего Родину ради животного инстинкта самосохранения. Повесть «Лизавета» - о долге перед Родиной, о нравственном законе, не позволяющем человеку жить в разладе с собственной совестью. К более раннему периоду издания (1968) относится роман «Запах смолы», замысел которого, по словам самого писателя, определила позиция журналиста. К тому времени Шадрин успел поработать и радиокорреспондентом областной редакции радиовещания, и литсотрудником молодёжной газеты «Комсомолец Каспия», пройти в газете «Волга» путь от литсотрудника до ответственного секретаря и занять должность старшего редактора Астраханского отделения Нижне-Волжского книжного издательства. По сей день Адихан Измаилович благодарен тогдашнему редактору «Комсомольца Каспия» Н. Н. Лавровой за поддержку: «Если бы не она, я бы не стал не только газетчиком, но и писателем». Роман «Запах смолы» - первое произведение Шадрина, адресованное взрослому читателю. Запах смолы, самый устойчивый из запахов прикаспийского села Лебяжьего, что расположилось на берегу речки Белужки, глубоко волнует потомственных рыбаков, чьи жизни навсегда связаны с морем, для кого путина - настоящий праздник, ведь дело ловецкое передаётся из поколения в поколение, от отцов и Дедов. И в деле этом удача важна не меньше, чем многолетние мастерство и опыт. Эти слова, пожалуй, можно отнести и к писательскому труду. Адихан Шадрин считает себя везучим литератором - он стал первым астраханским писателем, изданном в столичном «Современнике» и первым лауреатом литературной премии, носящей имя Василия Тредиаковского. И хотя сегодня, годы спустя, сам автор оценивает свой первый роман несколько критически, упрекая себя в излишней очерковости и публицистичности, «Запах смолы», тем не менее, первое крупное многоплановое произведение, после которого одна Другой были написаны три повести - «Лизавета», «Белуга» и «Одиночество», неоднократно переиздававшиеся и не единожды отмеченные критикой всесоюзного масштаба. Писательское сердце болит за всё живое. Шадрин всерьёз обеспокоен, что останется на земле после нас, что мы оставим потомкам. Повесть «Белуга» публиковалась в журнале «Москва» (1976 г. №7), была замечена и поставлена в один ряд с произведениями Виктора Астафьева, Фёдора Абрамова, Юрия Рытхэу. Ко времени выхода в Нижне-Волжском книжном издатетьстве сборника «Лизавета» (1976), объединившего эти три повести под одной обложкой, Адихан Шадрин уже был членом Союза писателей, куда вступил в 1969 году по рекомендации известного башкирского прозаика Анвера Бикчинтаева, с которым познакомился на одном из творческих семинаров. За роман «Запах смолы» и повесть «Белуга» Аднхан Шадрин стал лауреатом премии имени Героя Соцтруда депутата Верховного Совета СССР В. П. Евсеева. В 1977 г. в издательстве «Современник» выходит сборник повестей «Поучительная история». В повести «Меченый» автор в который раз развивает мысль о бережном отношении ко всему живому. Вся писательская и человеческая судьба прозаика тесно сплелась с судьбой родного Понизовья. Одна из его книг, вышедшая в свет в Нижне-Волжском книжном издательстве в 1986 году, так и называется: «Понизовье - судьба моя». Интересно по построению повествование в письмах «Приглашение на свадьбу», где в переписке отца и сына разговор с личных проблем по поводу предстоящего семейного торжества переходит на проблемы взаимоотношений города и села. «А вообще, батя, - пишет сын отцу, -скажу тебе, намечается обратный поворот в народе - на природу люди тянутся, в деревню. Это прежде рвались к городской житухе, в театры, кино и разным другим культурным мероприятиям. Ныне будто дичать люди стали: им бы на остров безлюдный, в лес, в камыши...» Для Шадрина этот вполне привычный приём ломки психологических стереотипов, происходящей в сознании героев, решается по-новому в плане композиционного построения произведения. Словами «Понизовье - судьба моя» писатель выразил не только сыновнюю любовь к родному краю, но и постоянную тревогу за его судьбу. В этой книге предметом разговора является всё, что волнует автора - труд и жизнь астраханцев, их исторические корни, сложные экологические проблемы в тесном переплетении с нравственными, как это происходит с главным героем повести «Ржа» егерем охотобазы Михаилом, человеком мягкого характера, жёстко и непримиримо относящемся ко всем, кто, подобно высокопоставленному браконьеру Рунову, покушается на всенародное достояние-природу. Герои Шадрина живут реальной, а не вымышленной жизнью, что неоднократно подчеркивалось критикой. На творческой конференции писателей Поволжья, состоявшейся в июне 1981 г, в Саратове, имя Адихана Шадрина было названо в числе писателей Волги, усилия которых направлены на постижение народного характера, на воплощение в слове яркого образа нашего современника На выездном куйбышевском расширенном заседании Совета по критике и литературоведению Союза писателей СССР, где обсуждалась современная проза Поволжья, Шадрин был отмечен в числе лучших писателей России, касающихся в своих произведениях проблем современной деревни. Адихана Измаиловича смело можно назвать патриархом Астраханской писательской организации, возглавляемой им на протяжении двадцати трёх лет. Когда он начинал работать ответственным секретарём, в астраханском отделении было 5-6 литераторов. К тому моменту, когда он передал свои полномочия ответ. секретаря, членов Союза писателей России в нашем городе было более двадцати. Заслуги Шадрина, как писателя и руководителя творческого союза, были оценены по достоинству. 8 мая 1987 года Адихану Измаиловичу было присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР», в 1997 году он стал Почётным гражданином города Астрахани, а в 1998 году - первым лауреатом литературной премии имени В. К. Тредиаковского за роман «Суд неправедный», книгу, которую писатель считает одной из главных в своей жизни. В произведениях Адихана Шадрина тесно связаны два направления: документально-историческое и современное, поскольку край Поволжья имеет славную историю и прекрасную современность. Так в романе-дилогии «Смута», состоящем из двух книг: «Турган-птица» и «Чайка-беляна», описаны первые смутные волнения начала XX века в нашем крае. Роман «Турган-птица» был задуман автором ещё в 1957 году, а появилось это произведение лишь через семнадцать лет, замысел требовал кропотливой работы с архивными материалами. Писателя взволновали богатая история края, тревожное время и судьбы людей, ставших героями романа, на долю которых выпала немыслимо тяжёлая судьба. Они «стремились сделать жизнь счастливой для всех и пытались заглянуть в будущее, увидеть, что будет через двадцать-тридцать лет... Но они не знали, что эти два-три послереволюционных десятилетия обернутся невиданной в истории России трагедией, к которой они, конечно же, не имели никакого отношения», - пишет автор. Этим одухотворённым, чистым, почти святым людям начала двадцатого века, искренне верившим в красивую сказку о всеобщем братстве, и посвятил автор свой роман. Книга «Турган-птица» выдержала три издания, дважды издавалась дилогия. Героиня «Чайки-беляны» Ольга, решившаяся ехать за Андреем в Сибирь, на каторгу, хотела быть похожей на белую чайку из легенды, в которую превратилась девушка, спасая милого. В основе последнего законченного произведения «Чёрный аргамак», написанного в декабре 1993 - феврале 1994 гг. и опубликованного в молодёжном журнале Татарстана «Идель», лежит легенда-сказка о большой любви храброго воина Данислан-бека и прекрасной юной Девушки Айнур, с детства просватанной за старого Садур-бека. Шадрин назвал своё произведение, которое читается на одном дыхании, легендой о любви и коварстве. «Чёрный аргамак» написан на материале отдельных мотивов сказания «Бугор Каралат», записанного во время фольклорной экспедиции по астраханским сёлам студентами-филологами под руководством Константина Ерымовского и Василия Самаренко. В легенде описано время разгрома Хазарин князем Святославом, когда мусульманская часть населения ушла из Хазарин. Легенда написана ярким, сочным языком. В ней воплотились мудрость и мастерство писателя, отметившего семидесятилетие. Взяв за основу древнюю легенду, автор стремится осмыслить глубинные пласты человеческой нравственности. Эти проблемы Шадрин поднимает и в чисто житейской повести «Возвращенец». Закончена небольшая повесть «Лёшка-инопланетянин» о таинственном исчезновении Лёшки-бакенщика, ставшем событием из ряда вон выходящим для жителей тихого островною села Сетное. Замысел произведения был вызван всеобщим увлечением фантастическими похищениями людей, однако Лёшку украли вовсе не инопланетяне. Сегодня Адихан Измаилович полон творческих замыслов. Вдохновение ему дарит маленькое островное село Станья, где писатель привык работать. Шадрин преданно любит свою широкую Волгу с её рукавами и протоками, свою Астрахань с её замечательными людьми-тружениками, скромно делающими своё дело. Судьба – родное понизовье // Немировская Д. На грани веков. – Астрахань, 2001 –с.16 Н. Носова Летописец рыбацкого края Размышления над книгой повестей Адихана Шадрина «Белуга» «Добро и зло для ребенка - это то, чем была молния или улыбка солнца для первобытного человека, - таинственной карающей десницей или благословением». Эти строки можно отнести к личности астраханского писателя Адихана Измайловича Шадрина, который в одном из своих интервью, вспоминая детство, сказал: «Детство у меня было и счастливое, и очень тяжелое...». Именно в детстве узнал он, насколько тяжелый труд был у его родителей и односельчан, познал горе войны и радость Победы. Простые люди, богатые душевно, прекрасная природа Волжского понизовья оставили навсегда яркие воспоминания, которые запечатлел писатель в своих произведениях. В этом году Адихану Измайловичу исполнится 80 лет. Но жизнь человеческая измеряется не только количеством лет, но и тем, что сделано за эти годы. Шадрин - писатель, автор 27 книг, первый лауреат Всероссийской литературной премии имени В.К. Тредиаковского, заслуженный работник культуры России, почетный гражданин Астрахани, общественный деятель. Для него главные человеческие ценности - труд, красота, добро. Герои его повестей - рыбаки, которых трудно представить в отрыве от природы Поволжья. Передо мной книга Адихана Шадрина «Белуга», изданная к 450-летию Астрахани в серии «Астраханская губернская библиотека». Произведения, собранные здесь, с достаточной убедительностью подтверждают мысль, что писатель является летописцем нашего края. Это и его личная летопись, продолжение автобиографии. Сама идея повести «Белуга» родилась из эпизода рыбацкой жизни, когда в его присутствии выловили огромную белугу с распоротым брюхом. Вот как об этом вспоминает автор повести: «До боли в сердце было жалко наблюдать агонию этой могучей красавицы, с которой варварски обошелся человек, венец природы. Все были поражены и возмущены. Вот это и стало поводом для будущей повести». Писателя, как и его героев, прежде всего волнуют экологические проблемы. Особой внутренней тревогой проникнуты страницы повести, когда рыбаки выловили пораненную белугу. Надолго эта сцена запомнилась ребятам, находившимся вместе с рыбаками: «То, что он увидел, поразило старого рыбака не меньше, чем ребят, еще мало что повидавших в жизни. На притонке лежала чуть ли не трехметровая белуга, вспоротая по всей длине брюшины... Обреченная на смерть еще задолго до того, как ее неводом вытянули из реки, она, отходя недвижно, живым укором человеческой жестокости и алчности лежала на сыром песке. Ловцы, с детства свычные каждодневно и каждочасно во множестве вылавливать (и тем самым обрекать на смерть) этих редкостно могучих и совершенных в своей красоте рыбин, тут, при виде столь неоправданной жестокости, виновато молчали, словно вина неизвестного им человека, сотворившего это зло, была и их виной, а его жестокость — их жестокостью». Удивительным образом удалось писателю рассказать о быте сельчан, пересекающемся с эпизодами жизни белуги, которая прошла долгий сложный путь в волжских глубинах, преодолевая расставленные людьми ловушки. Думаю, что рассказ о детской душе, пробудившейся к пониманию человеческой боли, запомнится читателям. Постижение самого себя и своего места в жизни - характерная черта для многих произведений Шадрина. Герои его - люди ищущие, преодолевающие преграды не только в жизни, но и в самих себе. Читая книги А.И. Шадрина, отмечаешь, что малая родина, Астраханский край, где вырос писатель, питала и до сих пор питает его творчество. Сам автор отмечает, что многие рассказы о природе, о людях навеяны реальными событиями, личными впечатлениями. Шадрина нельзя упрекнуть в том, что он видит высокие нравственные ценности деревни только в людях старшего поколения. Он так же внимательно присматривается и к людям молодого возраста, которые, следуя давней традиции, умеют беречь и созидать нынешний день своей родины. «Проселочное трехтропье — две крайние выбиты колесами телег и арб, а средняя лошадьми — соединяло наше селенье с районным центром Марфино». Так начинается повесть «Старая дорога», которая воспринимается как художественно-документальная проза. По словам автора, «это самая автобиографичная вещь». Мысли и оценки Шадрина обусловлены личным опытом, подлинным переживанием, потому, читая его книги, незаметно для себя втягиваешься в повествование. «Чуть ли не полвека назад, когда мне было немногим более четырех лет, отца послали работать в село. Отец присмотрел квартиру - просторную половину сельской избы - и привез нас. Так мы оказались в крайнем к морю ловецком селении, которое впоследствии стало для меня самым дорогим местом на земле». Шадрин из того поколения, которое совсем юным встретило и пережило страшные годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. «Школа у нас была четырехклассная. И потому, когда я окончил ее, меня отдали учиться в Марфино. С лета до начала осени немало перепуталось в привычной жизни: много мужиков, и молодых и старых, ушло на фронт. У изначалья дороги на Марфино за околицей села ревела толпа: рыдали солдатки, плакали дети... Смерть и голод навестили наше селение, покорежили сложившийся столетьями сельский уклад». Тревожно звучит голос пережитого горя, мотив заботы о мире проходит через все его произведения. Служение людям не исключает для писателя и трепетного общения с природой, и поклонения женщине, и бережного отношения к матери: «У околицы села очень часто меня ждала мать. И по тому, как, приметив меня в темноте, она поспешно бросалась навстречу, обнимала меня и вела по улице к дому, я понимал, как ей непросто со мной... И я по сей день не перестаю удивляться, что она находила в себе силы отпускать одного, а потом ждать у околицы, вглядываясь во тьму дороги». Для России свойственно судить об исторических событиях по тому, как они отозвались на судьбе деревни. В момент потрясений на селе многим кажется, что пропадают те вековые прочные опоры, без которых не мыслится существование человека. Адихан Измайлович связан с жизнью своего поколения, его духом и верой. От его имени он утверждает, что назревшие проблемы необходимо решать сегодня. «Старая дорога... Ее уже нет. Она умерла, как умирает, уходит в небытие все живое и даже неживое. Полсела, а то и больше, даже не подозревает, что была когда-то иная дорога, а не нынешняя, прямая, как стрела, шоссейка. А отойдет мое поколение, и совсем сотрутся из памяти людской старая дорога и все-все, что так или иначе связано с нею. Но она живет, живет в моем сердце как непроходящая память о детстве, о моих близких, о товарищах, сельчанах, о прошлом… Видимо, оттого я часто вижу ее во сне, иду по ней... по старой дороге, которой уже нет». По произведениям А.И. Шадрина можно проследить движение жизни общества двадцатого века, с теми или иными проблемами времени, которыми живут его герои. Объединяет книгу прежде всего отчетливая узнаваемость писательской манеры. Повествование от лица автора свойственно Шадрину, но, как правило, к голосу писателя присоединяется и голос героя, они звучат, дополняя друг друга. Свои впечатления от многочисленных встреч с людьми разных судеб, различного социального положения и житейского опыта - автор старается осмыслить все это и как бы приглашает читателя идти по следам событий. Н. Носова, член Союза писателей России 08.04 Волга: №48 (25527)
| |
|