Главная » Статьи » Избранные записей блогеров » Из блога картинной галереи

Картина дня. 30 декабря 2012 года
Николай Васильевич Мещерин (1864-1916)
«Сосенки под снегом». 1912
Популярный в свое время у коллекционеров и уважаемый в среде художников Николай Васильевич Мещерин мало известен сегодня широкому кругу любителей живописи. Именно поэтому мы чуть подробнее расскажем о его жизни и творческом пути.
Природа щедро одарила Н.ВМещерина талантом. Системного  художественного образования он не имел, но рисовать любил с детства. Позже это увлечение пришлось на время оставить ради коммерческой деятельности: после смерти отца  Василия Ефремовича, потомственного  почетного гражданина, купца первой гильдии, Николай Мещерин, как старший сын, принимает дела, в том числе и по устройству усадьбы Дугино, расположенной неподалеку от Москвы. Именно здесь в нем снова просыпается тяга к творчеству. Он всерьез начинает заниматься живописью, фотографией, купеческие дела постепенно отходят на второй план. Мещерин сближается с художниками, приглашает их в усадьбу - погостить, поработать. По воспоминаниям И.Э.Грабаря, в Дугино перебывали почти все московские художники. В имении подолгу жили и работали И.И.Левитан, В.В.Переплетчиков, С.В.Малютин, А.М.Корин, А.М.Васнецов, В.А.Серов, И.С.Остроухов и многие другие. Здесь все располагало к творчеству: не только природа средней русской полосы с лесами, живописной долиной реки Пахры, солнечными полянами, но и радушие и обаяние семьи Мещериных. В 90-е годы Николай Васильевич начинает брать уроки рисования у А.М.Корина, М.Х.Аладжалова, В.В.Переплетчикова.  Основной темой его творчества была родная природа, поэтический мир деревни. Н.В.Мещерин был широко образован, основательно знал историю и теорию искусства, с любовью коллекционировал картины других художников, собирал книги, увлекался музыкой, особое предпочтение отдавал живописи импрессионистов. Впервые он решился представить публике  свои работы на выставке Московского товарищества художников в 1899 году. Всего же при жизни – с 1899 по 1916 год – Н.В.Мещерин участвовал в 27 выставках, в том числе на устроенных в 1906 году С.П.Дягелевым выставках в Париже и Берлине, где были представлены также произведения В.А.Серова, А.Н.Бенуа, М.А.Врубеля, И.Э.Грабаря, К.А.Коровина. В 1910 году Н.В.Мещерин передал свои картины Вятскому художественному музею, чем в значительной степени способствовал созданию местного собрания живописи. Шесть его картин, созданные в разные годы, были  приобретены Третьяковской галереей: «Избы» (1901), «На пашне» (1904), «Осенняя лунная ночь» (1906), «Морозный вечер» (1907), «Поля» (1911), «Иван-да-Марья» (1914).
За что бы ни брался Николай Васильевич, он делал это даровито и добросовестно. Искусство было для него занятием первостепенным, но и купеческие дела, возложенные на него, Мещерин не запускал. Об этом свидетельствует успешность его работы в Московском купеческом обществе.
9 октября 1916 года Николай Васильевич Мещерин  скончался после непродолжительной и тяжелой болезни. Потрясенный этой преждевременной смертью, Игорь Эммануилович Грабарь напишет в статье «Памяти художника и друга»: «Немногие знали ему истинную цену, и лишь самые близкие, самые интимные друзья чувствовали очарование его артистической озаренности… Его искусство было как две капли воды похоже на его жизнь, – такое же сдержанное, как его речь, такое же тихое, как его голос, – ничего порывистого, резкого, рискованного, никаких диссонансов…».
В собрании Астраханской картинной галереи находится картина Н.В.Мещерина «Сосенки под снегом», написанная в 1912 году. В работе явно прочитывается увлечение художника пуантилизмом (направление в живописи, возникшее во  Франции, в основе которого лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы). Небольшие сосенки, словно укутанные в пушистые снежные шубки,  почти прозрачный лес, розоватое морозное небо, просвечивающее сквозь ветви и стволы деревьев, - все дышит очарованием и какой-то особой сказочностью русской зимы. Картина написана в холодных тонах, но ее лиризм и внутренняя теплота «согревают» зрителя, пробуждают в нем добрые и светлые чувства. Работа  была приобретена у вдовы художника Лидии Ивановне Горячевой-Мещериной, наследницы всего его собрания картин,  на средства П.М.Догадина и привезена из Москвы В.А.Эйфертом в 1919 г.  В настоящее время  она находится в постоянной экспозиции и располагается в Каминном зале галереи.
Категория: Из блога картинной галереи | Добавил: damir_sh (28.01.2013)
Просмотров: 1447 | Рейтинг: 0.0/0