Главная » Статьи » Астраханская литература » Прозаики и поэты

Егор Бриг - Брезентовый парус или каникулы в Астрахани (начало)
1. Из Шевченко в Астрахань
2. Нежданный гость
3. Пляж
4. Русский казах
Из Шевченко в Астрахань
Ещё целый час и двадцать минут мне торчать в этом аэропорту в ожидании вылета. Регистрацию ещё даже не объявляли… Торопись – опоздаешь… Вечно мама торопит: «Опоздаешь! До аэропорта сорок минут ехать!». Ну и приехал. Броди теперь тут с сумкой. Все кресла в зале ожидания заняты. Сидят, лежат… Одним словом – вокзал… Прислонился к стене возле выхода. Работают кондиционеры. После жары в автобусе – класс! Но мне эта толкотня изрядно надоела – постою снаружи. В раскрываемую дверь дохнуло жаром, яркое солнце, отражённое от выбеленного асфальта, на мгновение ослепило… Меня толкают в спину: « Вы выходите или нет?»… Нервный, какой-то, с сумкой на колёсах…
Площадь перед вокзалом вся во власти солнца. Жарко, но свободно. Взял холодного сока – пью. Перед зданием бродят рыжие приземистые коровы, мордами лезут в мусорные урны и жуют там всякую дрянь. Вон, одна чокнутая коровёнка, возле киоска разделывается с бумажным ящиком… Ну и пищеварение у них! Пассажиры не обращают никакого внимания на коров – будто им тут место…
Один за одним взлетают лайнеры. Приятно смотреть им в след. Будто здесь остаётся всё набившее оскомину, а там – свобода! Там радость нового… Это, конечно, мои ожидания. Как только сяду в самолёт и он оторвётся от взлётной полосы, родительская опёка останется позади, точнее – внизу, под крылом самолёта… А там, впереди – бабушка… Её не стоит воспринимать слишком серьёзно – она ворчливая, но добрая… Правда я два года как не был, но не могла же она измениться и стать, например, злой. Это мы, вчерашние дети, изменяемся –растем, взрослеем, умнеем… А старики… как законсервированный продукт и через десять лет с теми же привычками…
Так, мой рейс… В зале у стойки регистрации уже толкотня. Все нервные, потные - переживают чего-то. Маленькие дети вопят, их мамаши на руках качают, трясут, не забывая ногами подталкивать сумки к заветной стойке с огромными весами. Перевес… Доплатите… На посадку… Я спокойно занимаю очередь и с безразличным видом взираю на всю эту кутерьму. Без нас самолет не улетит.
Сквозь рёв винтов за бортом пробивается голос стюардессы: «Прощу всех пристегнуть ремни безопасности и не перемещаться по салону до полного набора высоты…». Усилившиеся обороты двигателей окончательно заглушили объявление. Самолет затрясся. Казалось ещё чуть-чуть и развалится… Резко вдавило в кресло – мы понеслись стрелой по взлётной… Отрыв… соприкосновение… отрыв… Смотрю в окно как земля удаляется под нами. Шасси убираются. Всё становится маленьким и игрушечным. Самолёт делает крен-разворот. Вот и море засверкало впереди, медленно надвигаясь, заполнило весь горизонт. Редкие облака побежали под нами. Уши заложило до неприятного… Но вот и компенсация – стюардесса раздаёт лимонад и леденцы…
За стеклом иллюминатора только бескрайнее море и облака… Солнце миллионами искр отражается в водах. Откидываюсь в кресле и закрываю глаза. Монотонный гуд самолета приглушает сознание, убаюкивает… Будто из далека доносится голос стюардессы… Открываю глаза – вокруг возня… Зашевелились. Прибываем! Дети прилипли к окнам…
«Под крылом самолёта о чём-то поёт зелёное море тайги…». Под нами, конечно, не тайга, но очень зелено. Аккуратные прямоугольники возделываемых полей, дороги с бегущим по ним транспортом. Засверкала, извиваясь, река. Волга.
О! Внизу рассекая воды и оставляя в кильватере волнистый след, скользит белое пассажирское судно на подводных крыльях. Ещё немного и я сяду в Ракету или Метеор. И помчусь по мутным волжским водам … А вот и аэропорт, здание вокзала, самолёты, заправщики… Самолет заходит на посадку – тень его стремительно растёт. Мягкое соприкосновение и взревевшие двигатели… Ничего не слышно, но стюардесса что-то говорит… Лопасти пропеллера замирают. По салону волной пробежало нетерпение – все посматривают на выход, на свет, падающий из открытого люка. Пошёл экипаж… Вперёд и мы!
По лицу, на выходе из салона, скользнул ветер, сбивая длинную чёлку на глаза… Чёрт! Спасибо – очень удобно! Спустившись по трапу, поправляю волосы, два шага и я в здание аэровокзала. Толпа встречающих, обнимающих и целующих. Ловко обхожу все препятствия и к автобусной остановке… Ни одного автобуса. Таксисты на перебой предлагают услуги.
- На речной вокзал! – Бросаю сумку в багажник, а сам на заднее сиденье. Чувствую себя королём, ну… или просто свободным человеком. Да здравствуют каникулы! У меня впереди два с половиной месяца свободной жизни. Ни уроков, ни училок, ни родителей на горизонте…
Из аэропорта в город дорога прямая и длинная, как «взлётка», и засажена стройными рядами тополей. Такси мчится по тополиной аллее, обгоняя неспешный общественный транспорт, ветер врывается в приоткрытое окно, обдувая и наполняя душу невыразимым чувством свободы и восторга. Я счастлив.
Попетляв по городским улицам, мы выныриваем возле речного вокзала. Рассчитываюсь с водителем и выхожу. Торопиться не хочется. Такое чувство, что весь мир счастлив вместе со мной - все вокруг радостные, чуть ли не повизгивают от восторга. Мимо пробегают дети, толкаясь, занимают очередь за мороженным. Сажусь на скамейку и озираюсь вокруг, смотрю на причал. Слышно как урчат двигатели крылатого скоростного судна – «Метеора». По трапу заходят пассажиры. От реки порывы ветра доносят запах влаги, свежести и… запах мороженного – мимо прошли мелкие девчонки, с удовольствием вылизывая и смачно откусывая краешки вафельного стаканчика. Проводив их взглядом, решаю купить и себе, благо очередь рассосалась.
О, какое блаженство! Сладкое, холодное блаженство… Блаженство, тающее во рту и наполняющее душу невероятной истомой… Но, как и всё в этом мире, мороженое закончилось, приятно холодя у меня где-то внутри… Хотелось бы повторить, но опять собралась очередь, а я не люблю стоять в очереди… Всякий раз, когда вынужден оказаться в импровизированном списке на получение, возникает какое-то неприятное ощущение… Словами не передать, только междометьями!
Нежданный гость
Так, что же делать? Надо брать билет и - вниз по Волге! В деревеньку, где старенькая бабушка… Гм-м-м… наверно, к моему приезду пирожки печёт. Вкусные, надо сказать пирожки у неё – большие, золотистые и с хрустящей корочкой… От этих мыслей внутри меня что-то перевернулось, а во рту такое началось… Я громко сглотнул и поспешно вскочил со скамьи - надо поторапливаться.
Прохожу в кассовый зал речного вокзала, а там… Очередь! Да, ещё какая очередь! Человек тридцать, а может быть, и сто… Нет, это не для меня… Я с невозмутимым видом прошёлся туда-сюда вдоль очереди, задумчиво постоял, рассматривая огроменную картину, перекрывающую почти всю стену, с таким же огроменным, но очень аппетитным арбузом… И решил, что бабушка и пирожки подождут. А здесь, в городе у меня есть двоюродные сёстры студентки – пойду-ка я в гости! Всё будет веселее, чем в деревне…
Решил идти пешком. Маршрут этот я знаю - уже бывал там… Да и деньги надо по экономить… Улочки, улочки… Ох уж эти астраханские улочки! Петлял, петлял и, кажется, заблудился… Точно помню: по мосту через речушку, пара улиц, поворот направо и – пришёл… Нет же… Заблудился! Кругом одинаковые деревянные дома, с некрашеными и покосившимися от старости заборами… Вроде бы она, эта улица… но какой дом? Ерунда, какая-то… Они здесь, что все двух этажные? Озираюсь растерянно по сторонам… Отчаянье хватает за горло… Даже в голове помутнело…
- Славка! Ты, что ли? Ты чего здесь?
Поворачиваюсь на голос. С противоположной стороны улицы идёт сестра Ирина и, ехидненько так, улыбается…
-К нам? А что не предупредил? Сюрприз? – Обнимает меня, - Ну, привет! Пошли что ли… Гость! Заблудился да? А мы смотрим из окна: ты идёшь с сумкой… и мимо… потом обратно… Смешно…
- Да, какой там сюрприз?! К бабушке, то я успею! А так… хотел вас навестить, по Астрахани побродить… Вот. Примерно так… Только каникулы начались, а меня уже в село сослали! Да и – что мне там делать?
- Ну-ну… Горожанин! Приучайся к труду, белоручка. Бабушке поможешь – она сейчас картошку сажать будет!
- Ира, я понятия не имею, как это делается…
- Вот и научишься! – Оборвала меня кузина, - Заходи! – она распахнула калитку и мы оказались на уже знакомой мне территории.
По скрипучей, деревянной лестнице поднялись на второй этаж. На окнах веранды весели цветастые занавески. Прямо на проходе, перед лестницей стояли два картонных ящика с луком и картошкой. Перед дверью в квартиру, на старом, давно не крашеном полу, рядами выстроилась женская обувь…
- У вас, что здесь? Женский батальон расквартирован?
- Нет, умник! Обувь на все случаи жизни… Снимай ботинки и заходи!
Попав в квартиру, я оказался в помещении исполняющем обязанности прихожей и кухни. За столом, справа у окна, почти напротив входной двери, сидела симпатичная брюнетка. Пила чай с печеньем. Печенье, девушка держала двумя пальчиками, кокетливо отведя в сторону мизинчик. Она посмотрела на меня и молча кивнув, изящно откусила печенье и за чем-то шумно отхлебнула чай…
- Вот, привела путешественника! – Громко над моим ухом, произнесла Ирина. Я вздрогнул от неожиданности и посмотрел на неё. Она, улыбаясь, продолжила: - Это Лариса, подружка моя… Чай пить будешь? Присаживайся!
Я, не найдя слов, кивнул, и присел с противоположной стороны от кокетливой поедательницы печенья. Дорожную сумку опустил рядом со стулом.
- Сумку занеси в комнату. У нас не воруют!
- Смешно! Успею… Чай попью… с печеньем.
- А ты поторопись, его скоро не останется, - Произнесла томно, с расстановочкой, Лариса и заулыбалась…
- Ни чего ещё купим.
- Слупим, - хихикнула Ирина, - Богатый какой! Мама с папой много денег дали?
- Причём здесь мама с папой? - Разозлился я, - Может я их заработал… макулатуру собирал!
- Богатый Буратино из страны чудес! Много макулатуры собрал, - посмеивалась Ирина,- будет девчонок печеньем угощать… и конфетами, наверное… -Ехидничала сестра.
- Ладно… пойду сумку пристрою в комнате.
У меня пропало всякое желание пить чай. С печеньем или без, но пить уже не хотелось. Мне было неудобно перед этой девчонкой… Сестра так и норовила показать какая она взрослая и разумная, а и не взрослый и не разумный… Я встал из-за стола. Взял сумку и вошёл в комнату… С тех пор, как я был здесь последний раз, ничего не изменилось. Так же слева стоял сервант, справа диван, на полу палас… Лишь у окна появился новый постоялец - телевизор. Он был включён на малую громкость… И там, едва слышно, на фортепиано самозабвенно музицировал Элтон Джон.
- Ира, а где сумку положить?
- Возле дивана… к стене!
Бросив сумку, я присел. Старый диван возмущённо заскрипел… Откинувшись на спинку, стал смотреть концерт. Девчонки на кухни о чём-то шептались и хихикали. Но я быстро о них забыл, увлёкшись музыкой. Музыканты сменяли один другого, яркие краски на экране вспыхивали, гипнотизируя и погружая в этот прекрасный мир праздника и веселья…
- Славик, мы сейчас купаться идём. - Вернул меня к действительности голос Татьяны.
- Останешься дома или с нами пойдёшь?
- С вами.
Разве я мог упустить такой момент? Только вчера я купался в море, а сегодня уже в Волге…
- Тогда собирайся! Мы уже готовы.
Быстро переоделся и вышел на кухню. Девчонок там не было. Их шаги доносились уже снизу лестницы… Выскочив на веранду, крикнул им: А дверь, что запирать не надо? Где ключ?
- Не надо! Скоро Марина придёт. К тому же Марья Ивановна, хозяйка, дома, на первом этаже. Она всё видит и слышит… - После этих слов, девчонки засмеялись.
- Ну, давай, живей! Спускайся! Мы ненадолго идём…
Со двора я выскочил на улицу догонять девчонок. Они мелькали в свете лучей солнца, пробивавшихся сквозь крону деревьев. То, вспыхивая бело-жёлтым, то гаснув в вязкой синеве тени…
Догнав девчонок, прежде чем они свернули на следующую улицу, я взял из рук Ларисы пакет с покрывалом для загара. Солнце уже по летнему припекало… И это радовало… Буду купаться и загорать… и валятся в саду, в тени деревьев, лениво срывая яблоки с ветвей клонящихся до земли… Ах, да сейчас вишня! Ну, ничего и яблоки будут и мои любимые абрикосы, которые местные, почему-то называют сливой, а сливу – чернослив… Представив всё это мне сразу же захотелось в село, к бабушке…
Пляж
- Мы куда? Мы разве не на пляж? – Озадачился я, видя, что идём в противоположную сторону от городского пляжа.
- Нет, не на тот! Увидишь…
По трамвайной линии, постукивая и полязгивая на стыках рельс, катился трамвай. Это вид транспорта был для меня экзотикой. И, потому, я никогда не упускал возможности прокатиться. Пассажиров было мало. Большая часть мест пустовала… С лязгом защёлкнулась дверь и мы плавно покатились вперёд. В трамвае водитель объявлял остановки, называл следующие… Люди входили и выходили. Шумной ватагой ворвались пацаны, чуть младше меня, громко обсуждая фильм, идущий в местном кинотеатре. Строгие тёти сделали им замечание и ребята притихли. Перешёптывались и насмешливо посматривали на ворчливых пассажирок. На следующей остановке вошли три девочки. Ух, ты-ыыы… Одна красивей другой! В Астрахани, видимо, столько смешалось национальностей, что их дети не могут не быть красивыми…
Ирина с подругой встали и подошли к выходу. Так, выходим, значит. Мы вышли в неизвестном мне районе города. Впереди, справа, виднелся мост. Трамвай отправился дальше и скрылся за дугой моста. Мы же углубились в улицы ближайших домов.
Попетляв меж домами, вышли на высокий берег, с симпатичным видом на реку и дома на том берегу, утопающих в зелени садов. Внизу, прямо перед нами, песчаный берег с редкими отдыхающими. Небольшая компания играла в пляжный волейбол. Слышался смех играющих, голоса купающихся в реке детей.
Спустившись на песчаный пляж, мы выбрали себе место и расстелили покрывало. Недалеко от нас, на розовом покрывале, загорали две приятные, и изрядно загорелые, девушки. Подставив красивые тела лучам солнца, они пляжными шляпками прикрыли лица. Возле них сидел на песке молодой мужчина и что-то им говорил широко улыбаясь. Одну из девушек заинтересовали его слова и она, убрав шляпку с лица, с интересом на него взглянула и, улыбнувшись, привстала и села к нему лицом…
Сестра с подругой ушли купаться. Я же, не захотев, сидел на покрывале в шортах, сняв только футболку. Среди играющих в мяч, выделялся парень с красивой мускулатурой. Когда он отбивал мяч, мышцы его бугрились. Парень знал, что он объект внимания и нарочно всякий раз поигрывал мышцами… Вот бы и мне такие! Все девчонки бы крутились возле меня… Вон и возле него, девушка с красивой фигурой, каждый раз прикасается к нему рукой и смеётся. Обращает на себя внимание. Я отвернулся от них и посмотрел на реку. Купающихся стало больше. И я не сразу выделил среди них Ирину с её подругой. Надо же! Они уже не одни… Возле них два парня. Один из них, жестикулировал руками, что-то рассказывая. Девчонки смеялись… Оглядев пляж, я не увидел ни одной своей ровесницы. Мне было скучно и неинтересно. Откинувшись на спину, я смотрел в небо. В этот миг, в голубом просторе, набирал высоту самолёт. Мне уже тоже хотелось куда-нибудь улететь… Подошли сестра с подругой и парень.
- Здрасте!
- Привет!
Лариса, собрала свои вещи, помахала нам ручкой и пошла с молодым человеком. Ирина опустилась на покрывало и, глядя вслед подруге, сказала:
- Сейчас обсохну и обратно пойдём. Иди, окунись хоть.
- Нет… - Покачал я головой. – нет желания… А куда она пошла?
- Лариска? Это её парень. Она с ним сама порвала, а потом решила помириться… Мы как группа поддержки у неё.
- Якобы случайно оказались здесь и всё такое?
- Ага…
- Вон они… уже в волейбол играют!
Мы некоторое время понаблюдав за играющими, начали собираться домой. На трамвайной остановке купили по мороженному и пока им наслаждались, решили пропустить наш номер. Сели в следующий, торопливо доедая мороженное.
Русский казах
Дома уже была Марина. Она бегала по кухне и что-то готовила. На плите парила кастрюля, на столе лежали чищенные картофель, морковь и лук.
- Ирка, вы, что не могли ничего приготовить? Дома есть нечего!
- Ты поздоровайся с человеком сначала! А потом уж ори…
- А… Привет Славик. К Бабушке?
Произнесла она, проскальзывая мимо меня в коридор. Обратно прибежала с банкой тушёнки.
- Тебе тяжело было, да? Я есть хочу! А дома только печенье с вареньем…
- Да, ладно тебе, разоряться! Лариска приходила, ходили на речку, мирить с другом. Как группа поддержки…
Я сидел в комнате у телевизора и старался не вслушиваться в их перепалку. Кажется я не вовремя здесь… По телеку шло какое-то мутное кино. Партсобрания, повестки заседаний, посевные, фермы, лозунги и счастливые лица.
От него делать я смотрел фильм и втягивался в жизнь киногероев.
- Славка, кушать пошли! Суп у нас…
Насытившись супом я опять уткнулся в телевизор, а девчонки мыли посуду и убирали на кухне… По телеку шли рисованные мультики. Я вообще не люблю кукольные, пластилиновые мультфильмы! По-моему они ужасны! Исключение, пожалуй, Крокодил Гена с Чебурашкой, да, кукольный театр Образцова… «Божественная комедия» мне очень нравилась и сколько раз её показывали, столько раз я и смотрел.
У Марины прошла голодная истерика и она засыпала меня вопросами. Что да как. Ну и надолго ли к нам пожаловал? Услышав, что до завтра, успокоилась.
- Вечером пойдём в кино. Французский фильм, боевик… Пойдёшь?
- Угощаете? Пойду. Во сколько? Уже вечер. Вон на будильнике шестой час…
- К семи пойдём, там уже будут нас ждать. Мой друг.
- Девчонки! Ирина, Марина… Идитекась сюды… - Раздался женский голос с первого этажа.
- Марья Ивановна… Что ей надо?!
Сёстры спустились к квартирной хозяйке. А я выглянул в раскрытое окно. Никого на улице, лишь где-то далеко слышался автомобильный шум и трамвайный предупредительный звонок…
- Нас угостили пирогом. Будешь? Налетай!
- Да. Давайте, нарезайте…
Но выйдя на кухню, я увидел пирог с рыбой.
- О, нет! Не люблю с рыбой!
- Ты же астраханец! И не любишь рыбу?
- Ну… я не совсем астраханец! Да и что, все астраханцы должны любить рыбу, арбузы и помидоры? Икру люблю!
- Губа не дура! Икру он любит… - хихикнула Ирина.
- Ну, ты же здесь родился! Почему тогда не астраханец? – Не унималась Марина.
- Где-то прочитал: среда определяет сознание… Вот… вырос-то я не здесь. Баурсаки люблю… - Засмеялся я.
- Ты что, казах штоли? – Опять хихикала Ирина.
- Русский казах. – Отшутился я.
Я пил чай с печеньем, смазывая печенье малиновым вареньем. Получалось вкусно…
- Ну, всё! Мы пошли собираться: одеваться, краситься… Посиди тут. Хорошо?
- Жаксы!
- Что?
Я, улыбнувшись, молча, пожал плечами.
 
15.09.2012
© Copyright: Егор Бриг, 2012
 
Окончание здесь.
Категория: Прозаики и поэты | Добавил: damir_sh (19.11.2013)
Просмотров: 866 | Рейтинг: 0.0/0