Главная » Статьи » Родной край » Религия. Христианство

История православного прихода города Камызяк
История православного прихода города Камызяк

В XVIII веке на Волжских просторах неподалеку от Астрахани возникло более 10 учугов (учуг -преграда с сетями, устанавливаемая поперек реки для ловли рыбы). Рядом с ними обычно вырастали станы, на которых размещались хозяйственно-бытовые постройки. Впоследствии на этих местах возникали села рыбаков, которые существуют и поныне.
Камызяк – это один из учугов, подаренный царем Алексеем Михайловичем Романовым ()1645-1676 г.г. князьям Куракиным, которые заселили их ссыльными. В докладе рыбной конторы отмечается учуг Камызяк, расположенный на реке Кизань в 30 верстах от г. Астрахани: «на оной реке построен городок , в нем для приготовления и клади соляные, рыбные, икряные и клеевые амбары и рыбные вавилоны (башни) и для жительства рыбных людей строения, а через реку построена учужная забойка. Рыба ловится на оном учуге».
Но есть и более ранняя дата, к которой некоторые ученые относят образование учуга Камызяк. Это 1560 гол – врем правления Иоанна Грозного IV. В церковной летописи записано Камызяк происходит от татарского слова «камися» - камыш, растение, обильно росшее вокруг стана. В 1722 г. В Астраханском крае побывал Петр I. Интересно, что император посетил Камызякский и Чагалинский учуги, которые в последствие отошли в казну государства и стали сдаваться в аренду Астраханским купцам. В 1872 году при арендаторе Муханове из села Камызяк ватага (артель рыбаков) была перенесена на 20 верст ниже, ближе к морю, а основное население таки и осталось жить на месте стана.
О доходах и образе жизни населения Камызяка можно судить по росту жителей и пожертвованиям на Церковь. С самого начала существования Камызяка в селе было два храма
Первый – во имя Смоленской иконы Божьей Матери второй – во имя Николая Чудотворца (излюбленного святого в России и покровителя рыбаков). Строились храмы на пожертвования владельцев учугов и зажиточного населения. Камызяк считался богатым селом. Академик Озерецковский дополняет «при нем деревянные церкви, каменная одна, домов купеческих сорок». Из разных источников мы узнаем, что в Камызяке была построена церковь в XV веке, вторая - в 1760 году – каменная. Последняя просуществовала до 1804 г.
Церковь в честь Николая Чудотворца
Расположение : в 1804 году была построена из белого кирпича новая церковь Николая Чудотворца, в центре села Камызяк в районе кладбища, где было захоронение священнослужителей. Там же был раскинут сад, который в народе назывался «поповским». В 1839 году, храм был расширен, к нему достроили предел в честь Святых Петра и Павла
В указе 1770 г. №348 по эпизоду с разбором деревянной церкви Николая Чудотворца и строительства одноименной каменной указано «попу Дорофею Фамену учуга Смоленской церкви разобрать ветхую Никольскую церковь и из этого же материала построить дом для духовенства». Это была церковь для бедных. Уже в современные времена при строительстве на пожарной охраны, на месте старой постройки было обнаружено захоронение священнослужителей в облачении и с церковной утварью.
В Камызяке по данным на 1875 год существовала церковно-приходская школа, где обучались 15 мальчиков и 2 девочки.
Церковь в честь Смоленской иконы Божьей Матери
Расположение: в центре села, где сейчас расположен обелиск погибшим войнам в годы Великой Отечественной войны.
Она была построена из красного кирпича, средства выделяли купцы и меценаты. Освящена она была в 1917 году в честь иконы Смоленской Божьей Материи. Смоленская или, как ее называли в народе «Красная церковь» была необычайно красива, ее золоченые купола на 75 метром вздымались ввысь. Территория, огороженная небольшой кованой оградой была засажена цветами и деревьями. Разрушена же она была в 30-х годах XX века. Колокола по общему принципу того времени отравились на переплавку, а кирпич продан в Калмыкию. Фундамент же сохранился и по сей день. Рядом с церковью находилось двухэтажное здание, на первом этаже которого располагалась церковно-приходская школа, а на втором жило духовенство. Дом этот сохранился и расположен он в переулке – «Церковном».

Современная  история храма Смоленской иконы Божией Матери
Смоленская икона Божьей Матери - одна из трех наиболее почитаемых в России икон (наряду с Владимирской и Казанской). Это поясное изображение Богоматери, с младенцем-Христом, который восседает на левой ее руке (благословляя правой рукой, а в левой держа «свиток учения»), восходит к византийскому иконографическому типу Одигитрии («Путеводительницы»).
В Астраханской области приход Смоленской Иконы Божьей Матери существует с 1992 года, - в г. Камызяк Астраханской области, первоначально располагался в здании вечерней школы, ул. М. Горького. В не отапливаемом спортивном зале отгородили место для алтаря, установили на стены иконы. Икон было очень мало, часть – приносили прихожане, сохранившие старые списки икон. Так, часть иконостаса разрушенной церкви принесла женщина, у которой он хранился много лет. Она заболела, практически находилась в коме, и поняла, - что ей необходимо вернуть икону в церковь… Сейчас возвращенный триптих находится на почетном месте - справа от алтаря. А прихожанка – выздоровела, долгие годы была церковным старостой, пользовалась всеобщим уважением.
Отец Мирослав, бывший в 1996-1998 г.г. настоятелем Успенского кафедрального собора г. Астрахани, поднимал приход церкви Смоленской иконы Божьей Матери практически из руин – не было своего здания, пришлось прилагать множество усилий и в разъяснении пастве основных положений православия и догматов церкви, а, кроме того, - в 90-е годы, как и во всей стране, – было очень сложно с финансированием.

Только в 1997 году были выделены средства для построения храма в честь Смоленской иконы Божьей Матери. Примечательно, что новую церковь заложили всего в нескольких десятках метров от того места, где стояла прежняя церковь в честь Смоленской иконы. Однако – в связи с дефолтом 1998 г. их оказалось недостаточно, и строительство было заморожено» на несколько лет. В 2000 году строительство возобновилось. Сейчас в храме регулярно проходят богослужения, совершаются Церковные Таинства (прихожане исповедуются, причащаются Телу и Крови Христовой, часто бывают крещения и т.п.), служатся требы, проходят крестные ходы.
Обычная приходская жизнь тоже не стоит на месте. Работает библиотека, воскресная школа для взрослых, творческая мастерская, кулинарный и кино-клуб, коллектив православных психологов готовых профессионально помочь разобраться с различными жизненными ситуациями.
Прихожане стараются стать настоящей общиной. Этому помогают и праздничные концерты, творческие вечера и, конечно, традиционные воскресные чаепития. Ведь это так важно в неформальной обстановке разделить с близкими тебе людьми свои религиозные и житейские мысли, радости и переживания. Трудами прихожан начата работа по обустройству внутреннего пространства Храма. Заменены двери, на стеклах - витражные росписи, притвор украшен фотообоями с религиозными сюжетами, появились информационные стенды. Но, безусловно, главной радостью стало приобретением всем миром Голгофы с изображением Спасителя.
Категория: Религия. Христианство | Добавил: damir_sh (21.10.2011)
Просмотров: 1402 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0