Главная » Статьи » Бирюковские чтения

В разделе материалов: 10
Показано материалов: 1-10


В жизни астраханского казачества не часто происходили события, связанные с визитами коронованных особ либо представителей царствующего дома Романовых. Об одном из таких редких эпизодов поведали в своих письмах, которые были опубликованы в газете «Московские ведомости», профессора К. Победоносцев и И. Бабст, сопровождавшие наследника российского престола Николая Александровича по поездке по России в 1863 г.
«Мы старались, сколько могли и дозволяло время, - отмечали они в предисловии к книге, посвященной данной поездке, – показать любопытным читателям все. Что сами видели и слышали, чего сами были свидетелями, – то есть все, на чем останавливалось внимание Высокого путешественника» [Победоносцев, Бабст, 1864: III]. Таким образом, сведения, изложенные этими авторами, следует признать вполне достоверными и важными источниками по истории астраханского казачества середины XIXв.
Статьи о казачестве | Просмотров: 1083 | Добавил: damir_sh | Дата: 19.11.2013 | Комментарии (0)


Первые упоминания о «реестре» и «реестровых казаках» относятся к XVI в. и относятся к украинским казакам. Речь идет о населении центральной Украины, занимавшейся охотой, рыболовством, добычей соли, селитры и охранной службой на границе между княжеством Литовским и Крымским ханством. В XVI в. численность казаков значительно возросла. Боясь этой неконтролируемой массы обученных военному делу людей, 2-го июня 1572 г. король Сигизмунд II Август решил расколоть казачество и подписал универсал, в соответствии с которым, коронный гетман Ю. Язловецкий нанял для службы первых 300 казаков. Они давали присягу на верность королю и должны были, находясь в полной боевой готовности, отражать вторжения татар на территорию Речи Посполитой, участвовать в подавлении выступлений крестьян, восстававших против панов, и в походах на Москву и Крым. Эти казаки-ренегаты были занесены в специальный список (реестр), подтверждавший их права и привилегии, связанные с их государственной службой, и из-за чего, эти казаки получили наименование реестровые казаки (реестровцы).
Статьи о казачестве | Просмотров: 888 | Добавил: damir_sh | Дата: 19.11.2013 | Комментарии (0)


Многим из нас известна роль казаков на Кавказе. Это подвиги кубанского казачества, постоянное участие в боях с горцами терских казаков и влияние на боевые действия кубанского казачьего войска. Иными словами, в кавказской войне 19 века принимали участие,прежде всего те, кто находился географически близко к боевым действиям. Не так далеко от Кавказа находилась Астраханская губерния, но, к сожалению, об участии астраханских казаков в этой войне практически ничего неизвестно. Ещё в начале 20 века, при составлении сборника рассказов о действиях астраханского казачества на Кавказе, А.А Догадин подчеркнул, что рассказы малочисленны по количеству ввиду отсутствия источников и данных. Однако, сведения, всё же, имеются.
Уже с 1823 года на территории Кавказа был организован сборный пятисотенный полк астраханских казаков. Прослужив до 1831 года, по распоряжению правительства они были отправлены обратно в астраханскую губернию.
Статьи о казачестве | Просмотров: 1013 | Добавил: damir_sh | Дата: 19.11.2013 | Комментарии (0)


Одной из малоизвестных страниц Великой Отечественной войны стала история казачьих частей и соединений.
Так вышло, что казачьи части, как и в годы Гражданской войны, оказались по обе стороны фронта. Казачьи дивизии и корпуса сражались в рядах РККА, но и в составе Вермахта числились казачьи части. Одни казаки воевали под красным знаменем, другие — под трёхцветным власовским стягом и свастикой.
Земли казачьих войск расчленялись, передаваясь в разные области и национальные республики. Казачьи части, сохранившиеся в Красной Армии, были в 1925 году расформированы. Любые кампании гонений в первую очередь обрушивались на казаков. Доходило до того, что люди стали скрывать свою принадлежность к казачеству. По переписи 1926 года на Северном Кавказе вдруг оказалось 44% «украинцев» — таковыми предпочли обозначить себя многие казаки, даже и не украинского происхождения. А будущий военачальник донской казак С.М. Штеменков для поступления в училище стал «украинцем» Штеменко.
Статьи о казачестве | Просмотров: 1068 | Добавил: damir_sh | Дата: 19.11.2013 | Комментарии (0)


Свиридова А.В.
Сборник А.А. Догадина «Былины и песни Астраханских казаков»
(оценочное суждение через дистанцию времени)
110 лет тому назад в связи с указанием военного министра о необходимости сбора казачьих песен при Астраханском казачьем войске была создана Песенная комиссия. 8 июля 1902 года комиссия постановила организовать это дело следующим образом: «просить наказного атамана Астраханского казачьего войска о командировании для указанной цели подъесаула… Догадина большого любителя и знатока песен в станицы войска на срок в общем около полугода»[1].
Работа по записи песен затянулась значительно дольше предполагаемого времени, а результатом этого труда явились публикации рассказов (1908) и двух выпусков сборника «Былины и песни астраханских казаков» (1911-1913; 1914).
Об активной деятельности А.А. Догадина не только по сбору песен свидетельствуют Отчеты Общества содействия народному образованию (учреждено 13 марта 1903 года), где он фигурирует то действительным членом, то членом ревизионной комиссии на протяжении десяти лет – с 1903 по 1913 годы[2]. Кроме того он был членом Астраханского отделения Императорского музыкального общества[3].
О последних годах жизни А.
Статьи о казачестве | Просмотров: 691 | Добавил: damir_sh | Дата: 11.11.2013 | Комментарии (0)


Долгое время история вхождения калмыков в состав Астраханского казачьего войска историками практически не рассматривалась. Очерки истории Калмыцкой АССР лишь вкратце и, конечно, с идеологической точки зрения рассматривали процесс вхождения в казачество кочевников Калмыцкой степи в период 1916-1920 годах. В последние десятилетия этот вопрос заинтересовал ученых. Большая научно-исследовательская работа была проведена кандидатом исторических наук К.П. Шовуновым. Но, данную проблему он рассматривал как часть истории всего калмыцкого казачества. В последние годы этому вопросу уделял большое внимание доктор исторических наук У.Б.Очиров, который исследовал и обработал ранее неизвестные архивные и мемуарные документы, преимущественно по интересующей нас теме. Выводы У.Б.Очирова были неоднократно опубликованы в научной и публицистической периодической республиканской печати. В основе моего выступления использованы материалы его печатных изданий.
Калмыки служили в составе Астраханского казачьего войска со дня формирования его первого полка – 10 февраля 1737 г. Фактически первый казачий полк состоял в основном из калмыков: из 300 воинов 277 были калмыками. Позже национальный состав астраханского казачества неоднократно менялся, но в него всегда входили калмыки. К началу XX века в составе 40-тысячного войска числилось более 700 калмыков-казаков.
С крушением империи и началом Гражданской войны произошли перемены. Наличие больших пространств на юге России обусловили наличие широкого применения конницы, и противоборствующие стороны были заинтересованы в привлечении на службу степняков – прирожденных кавалеристов, привыкших к тяготам кочевой жизни.
Инициативу захватили казачьи власти Дона: атаманом А. М. Калединым было принято решение о формировании в Сальском округе калмыцкого полка из донских калмыков. Перемены коснулись даже астраханских и ставропольских калмыков, которые составляли 80 % калмыцкого народа.
Лидеры калмыцкой национальной элиты во главе с нойоном Д. Ц. Тундутовым, юристом Н. Очировым и другими руководителями Центрального комитета по управлению калмыцким народом в поисках выхода из кризиса, спровоцированного революционными процессами, стремясь «сохранить в неприкосновенности свои земли от уравнительной разверстки», добились решения о переходе улусов в состав Астраханского казачества.
Статьи о казачестве | Просмотров: 1502 | Добавил: damir_sh | Дата: 22.10.2012 | Комментарии (0)


Тот, кто не уважает обычаи своего народа,
не хранит их в своем сердце, тот позорит
не только свой народ, но, прежде всего,
не уважает самого себя, свой род,
своих древних предков.
Почему меня заинтересовала эта тема? Всё потому что, в моей родословной есть казаки. Оказалось, что мой пра-пра дедушка, Малишевский Прокофий Иванович, был казаком, участвующий в борьбе за освобождение трудящихся 18 августа 1918 года. Я имею отношение к казакам, к их культуре и мне стало интересно узнать о ней больше.
Культура – это традиции, обычаи, нормы, которые переносятся на предметный мир из духовной жизни этноса, включая и его образование, и тем самым организуют социальный опыт.
Значительным своеобразием в культурно-бытовом отношении отличается русское казачество – служивое население, складывающееся в разное время в пограничных  южных и восточных районах России. Казачество проживало вне пределов России, на достаточном удалении от её рубежей, на свободной земле, - на просторах Дикого Поля - в лесостепной и степной частях Восточно-Европейской равнины, на берегах Дона, Днепра, Волги, в причерноморских и приазовских степях. Когда и как появились казаки как организованная сила на этих землях, сказать определённо трудно.
Казачество - отдельный этнос, самостоятельная народность, четвертая ветвь восточного славянства или даже особая нация смешанного тюрко-славянского происхождения.
К началу ХХ века в России было 12 казачьих групп: Донские, Терские, Кубанские, Уральские, Оренбургские, Сибирские, Семиреченские, Забайкальские, Амурские, Уссурийкие и Астраханские, в советское время из-за границы вернулись Некрасовские казаки, ушедшие в свое время семьями от царских гонений.
У каждой группы была своя история, свои культурно-бытовые традиции. Но о русском казачестве надо говорить как об одной цельной этнографической группе. Сходное социальное положение, специфика воинской службы, особенности хозяйствования и самоуправления способствовали возникновению у них общих «казачьих» черт в укладе жизни и в фольклоре.
Статьи о казачестве | Просмотров: 2380 | Добавил: damir_sh | Дата: 22.10.2012 | Комментарии (0)


Посвящается светлой памяти писателя-краеведа, полковника Астраханского Казачьего Войска Горбунова Николая Павловича
и атамана АКВ и Отдельного Астраханского окружного казачьего общества Полежаева Александра Ивановича
I. Предисловие
Ровно 10 лет назад, в 2002 году был издан учебное пособие для учащихся старших классов общеобразовательных школ Астраханской области «История казачества Астраханского края». Одним из авторов его был Николай Павлович Горбунов
Потомственному астраханскому казаку, писателю-краеведу, общественному деятелю, ушедшему из жизни в 2006 году, 14 февраля 2012 года исполнилось бы 84 года. А в 2011 году ушел из жизни еще один автор этой книги – известный астраханский фотохудожник, автор иллюстраций к книгам и альбомам, атаман Астраханского казачьего войска (1996-2000 гг.) Полежаев Александр Иванович.
Фактически, эта книга двух замечательных людей стала первым доступным современным изданием. Однако, небольшой тираж и прошедшее время (издание в 2002 года) показало, что с этой книгой знакомы, к сожалению, далеко не все. А материалы подобного рода просто необходимы. Учитывая то, что сейчас в Астрахани существует несколько казачьих объединений, в том числе и в школах области, а атаманом реестрового войска избран председатель правительства Астраханской области К.А. Маркелов, актуальной остается проблема освоения исторического прошлого одного из народов юга России.
Этот реферат исследовательского направления подготовлен на основе изданных книг, а также использованы неопубликованные ранее материалы из личного архива Н.П. Горбунова, А.И. Полежаева, К. В. Гузенко, Н.Ф. Догадиной. По материалам этой работы был снят небольшой видеофильм, с использованием репродукций и копий фотографий из редких книг дореволюционного издания.
II. Краткое описание истории станиц Астраханского казачьего войска представлено с момента образования и до его упразднения в 1918 году.
1. О казаках
Статьи о казачестве | Просмотров: 2881 | Добавил: damir_sh | Дата: 22.10.2012 | Комментарии (2)


Наряду с проблемами, вызванными политическим, экологическим, финансово-экономическим, духовно-нравственным и прочими глобальными кризисами в жизни современного общества, в последнее время все чаще говорят и пишут о возрождении нашей страны. Это объясняется тем, что сегодня, как никогда ранее, актуальной и насущно необходимой становится проблема формирования национального самосознания, научного мировоззрения подрастающего поколения, которому предстоит стать духовным стержнем возрождающейся России, эталоном патриотизма и любви к Отечеству, носителем лучших гражданских качеств.
Важное место в этом процессе занимает казачество и его духо
вно-нравственные традиции, которые на протяжении многих веков были важным элементом общественного сознания, как основы российской социальной системы.
Казаки, казачество… Столь знакомые и понятные, и столь многогранные, неоднозначные  и загадочные слова. При этих словах у жителей России всплывают картинно-художественные образы Григория Мелихова, Тараса Бульбы, Ермака Тимофеевича и Степана Разина. Так кто же такие казаки?
Слово казак до революции 1917 года означало принадлежность к казачьему военному сословию – одному из пяти главных сословий Российской империи.
Первые упоминания о казаках в русской летописи относится к середине XV века в описании ордынского набега на русский город  Переяславль – Рязанский. С этого времени начинается развитие двух самостоятельных ветвей казаков, которые позднее сольются в однородное казачье войско.
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не  соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветривались и исказились под чуждым влиянием эти понятия.
Суровые условия жизни, соседство с воинственными племенами кочевников, иные постоянные опасности формировали своеобразный характер людей, готовых в любой момент дать отпор противнику, встать на защиту своих родных и близких, своих очагов. Это формировало и традиции, и обычаи казаков. Например, оружие в доме являлось такой же обыденной и необходимой вещью, как другие предметы быта. И дома и на службе казаки носили свою военную и форменную одежду
Статьи о казачестве | Просмотров: 2234 | Добавил: damir_sh | Дата: 22.10.2012 | Комментарии (0)


Казачество, как часть российской армии, принимало активное участие в наполеоновских войнах. Особенно ярко это проявилось в Отечественной войне 1812 года, двухсот летний юбилей которой мы отмечаем в этом году. Около 100 тысяч казаков сражалось с наполеоновской армией. Солдаты, офицеры, генералы и маршалы этой армии оставили довольно обширные воспоминания о Русской компании, писались они в разное время и, безусловно, с желанием, что-то приукрасить, что-то добавить, а что-то недоговорить. Такова природа мемуаров и относиться к ним надо осторожно и вдумчиво. Но тот факт, что практически во всех мемуарах участников наполеоновской армии упоминаются казачьи войска, упоминаются чаще и эмоциональнее, чем любые другие формирования русской армии, остается фактом. Наша работа посвящена восприятию и впечатлению, которые наложили казаки на солдат и офицеров армии Наполеона.
Изначально было бы правильно дать слово самому французскому императору: «Русские ценят обученный полк казаков наравне с тремя необученными. В этих полках ничто не стоит внимания, кроме самого казака: он хорошо сложен, силен, ловок, сметлив, хороший кавалерист и неутомим. Он рожден на коне, вырос среди гражданских войн и на равнине представляет собой то же самое, что бедуин в пустыне, что горный житель в Альпах. Он никогда не живет в доме, не спит в постели и на заходе солнца меняет место ночлега, чтобы не проводить ночь в месте, где он мог быть замечен неприятелем». (Наполеон. Избранные произведения. Стр. 659). Безусловно, император от того впечатления, которое произвели на него казаки в России, решил что эти люди сделаны из особого материала, отсюда и его во многом справедливые выводы.
Диктуя свои мемуары на Святой Елене, Наполеон и тут не забыл казаков, он вспоминал: «Русские, покидая Москву увезли всех детей обоего пола старше семи лет, так что осталось небольшое количество детей меньшего возраста. Детей поместили в особом отделении, а больницу приготовили для французских больных, которых нельзя было перевозить. Выбрали это помещение в надежде, что казаки, скорее его пощадят, если бы армии пришлось внезапно покинуть Москву (Мемориал Святой Елены. Т.2, стр. 175).
Статьи о казачестве | Просмотров: 2457 | Добавил: damir_sh | Дата: 14.07.2012 | Комментарии (0)