Главная » 2009 » Декабрь » 11 » Председатель комитета по государственному строительству, законности, правопорядку и безопасности А.Д. Башкин: Мы в ответе за каждого ребенка
22:22
Председатель комитета по государственному строительству, законности, правопорядку и безопасности А.Д. Башкин: Мы в ответе за каждого ребенка
Председатель комитета по государственному строительству, законности, правопорядку и безопасности А.Д. Башкин: Мы в ответе за каждого ребенка

     Государственная Дума Астраханской области на заседании 26 ноября приняла в первом чтении, так называемый, детский закон. Вводятся ограничения на пребывание детей в определенных местах, в определенное время. За нарушение ограничений устанавливается административная ответственность.
     В преддверии рассмотрения закона астраханские депутаты побывали в Краснодарском крае и ознакомились с практикой применения аналогичного нормативного правового акта, который в этом регионе действует с августа 2008 года. О впечатлениях от поездки, содержании областного законопроекта мы попросили рассказать председателя комитета по государственному строительству, законности, правопорядку и безопасности А.Д. Башкина.
     - Сначала - несколько слов о нашем законе.
     - В любое время запрещается нахождение несовершеннолетних на объектах, которые предназначены только для реализации алкоголя или товаров сексуального характера. В ночное время дети до 16 лет не могут находиться без сопровождения взрослых в общественных местах.
Правом устанавливать места, нахождение в которых несовершеннолетних не допускается, закон наделяет наделяет и органы местного самоуправления. А рассмотрение дополнительных предложений по местам, в которых ребенок не может находиться без сопровождения взрослых, отнесен к компетенции специальной экспертной комиссии. Порядок формирования и деятельности комиссии утвердит правительство. К ведению комиссии относится также социальная, психологическая, педагогическая, санитарная экспертиза продукции, которая способна нанести вред физическому, духовному и нравственному развитию детей.
     Безнадзорные дети будут доставляться домой или в специализированные учреждения - с уведомлением органов внутренних дел. За нарушение закона предусмотрен штраф. Родителям ночные прогулки детей и посещение ими злачных мест могут обойтись до полутора тысяч, должностным лицам – до трех, юридическим – до 10 тысяч рублей.
     Дума приняла закон в первом чтении. Предстоит второе. Возможны уточнения отдельных формулировок. Но концепция правового акта вряд претерпит существенные изменения. И пока законодатели будут заниматься доводкой отдельных норм, родителям, педагогам, должностным лицам разного ранга самое время подумать над тем, чем занять детей в свободное от учебы время, чтобы их энергия, способности, увлечения находили достойное применение.
     - Теперь - о том, как работает закон в Краснодарском крае. Есть ли опыт, который показался вам интересным, достоин применения в Астраханской области?
     - Нам с первым заместителем Председателя Государственной Думы Астраханской области Я.Я. Винокуровым и полномочным представителем Губернатора в областном парламенте и представительных органах местного самоуправления-министром В.В Гурьяновой довелось побывать в Краснодаре и Тимашевске. Праздношатающихся детей на улицах не видели. Хозяева пояснили: в учебное время школьники должны учиться. После занятий – выполнять домашние задания, быть в спортзалах, на стадионах, кружках, студиях, библиотеках, развивать свои способности, нагружать мышцы, получать знания и навыки, которые школа не дает. Заниматься любым полезным делом. Развлекаться, отдыхать – тоже. Но с пользой для здоровья. Над выполнением этой установки работают органы власти и местного самоуправления, учебные заведения, общественные организации, учреждения социальной защиты населения, культуры, здравоохранения, спорта, молодежные организации, службы занятости.
     Спортзалы во всех школах открыты до 21 часа - для любого желающего. Заниматься спортом сюда приходят семьями, классами. В школах неплохо поставлена внеклассная работа. Ребят вовлекают в полезную и интересную для них деятельность. Узнают, анкетируя, склонности, увлечения и стараются предложить то, что им по душе, по силам, к чему они расположены, стремятся, в чем могут добиться успеха. Вся воспитательная работа в школах нацелена на формирование у подрастающего поколения здоровых потребностей и устремлений.
     Конечно, выполнить эту задачу-максимум удается не всегда. Но, если бы ее не было, то невозможны были бы и те результаты, которые уже достигнуты. В настоящее время в крае лишь 170 детей школьного возраста не посещают учебные заведения. В течение 2009 года заметно сократилось число преступлений, совершаемых несовершеннолетними и по отношению к несовершеннолетним. На этот счет у краевой прокуратуры есть подробнейшая информация. Объективные показатели свидетельствуют о том, что усилия властей, школы, родителей дают позитивные результаты.
     - Ребенок может находиться на улице в силу самых разных обстоятельств, которые невозможно учесть ни в каких ограничивающих циркулярах. И что же – каждого останавливать? Выяснять, кто он и по какой такой надобности не в школе, не дома и ни где-то еще, где его нахождение не вызывает вопросов?
     - А вы хотите добиться результата, ничего конкретно не предпринимая для его достижения, только издав закон? Сколько их, нужных, правильных, хороших, не работает! Не работает потому, что благие намерения власти ограничились написанием нормативного правового акта.
В Краснодарском крае у каждого школьника есть ученический билет. Это, по сути, удостоверение личности. В нем указаны учебное заведение и класс, в котором школьник учится, имена, адреса и телефоны родителей, директора школы, классного руководителя, расписание уроков. Есть также сведения о занятиях во внешкольных учреждениях.
     Контроль реализации закона осуществляют органы власти и местного самоуправления, специально созданные штабы, депутаты разного уровня, учебные заведения, общественные организации.
     Родители – «за» такой контроль. Школа – «за». А властные структуры всех уровней создали необходимые условия для того, чтобы он осуществлялся постоянно и эффективно.
     - Это все прописано в законе?
     - Нет. Это прописано, и весьма подробно, в подзаконных актах: постановлениях губернатора Краснодарского края, документах регионального правительства, органов местного самоуправления, рекомендациях органам внутренних дел. А в законе указано следующее: должностные лица, родители принимают меры по недопущению пребывания в общественных местах без сопровождения взрослых детей, не достигших семи лет – круглосуточно, не достигших 14 лет – с 21 до 6 часов и не достигших совершеннолетия – с 22 до 6 часов. Кроме того, законом предписывается не допускать несовершеннолетних к участию в мероприятиях, связанных с демонстрацией и оценкой их внешности, пребывание детей без сопровождения родителей на предприятиях, реализующих алкогольные напитки и пиво, в игорных заведениях, организациях, которые в своей деятельности эксплуатируют интерес к сексу, распространяют продукцию, пропагандирующую наркоманию, насилие, жестокость, порнографию, антиобщественное поведение.
     - А если эти предписания не выполнены, закон не исполнен, какое следует наказание?
     - Закон не содержит перечень мер ответственности за нарушение этих и других запретительных норм. И, тем не менее, он выполняется, потому что он нужен, его ждали, потому что нет родителей, которые бы не желали своему ребенку добра, не старались бы уберечь его от беды…
     - Прямо коммунизм какой-то!
     - Не коммунизм, а системная организаторская работа и строгий контроль обеспечивают выполнение закона. Раз в неделю губернатору края представляется подробная информация о нарушениях. Он знает о ситуации с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в подробностях, деталях. В районах и городах такую информацию собирают ежедневно. Сформированы мобильные группы (специально для них закуплен автотранспорт), которые контролируют исполнение закона, задерживают безнадзорных детей. В первую очередь они обращают внимание на места, пребывание в которых может нанести ущерб физическому и нравственному здоровью. В составе групп - представители комиссий по делам несовершеннолетних, социальные работники, психологи, милиционеры. В них могут быть также депутаты представительных органов местного самоуправления, ответственные сотрудники администрации муниципальных образований, представители учебных заведений, общественных организаций.
     - Задержали ребенка в неположенном месте, а он на вопросы не отвечает и ученического билета при нем нет. Как с ним поступить?
     - Можно придумывать проблемы, вот как вы сейчас, и расписываться в собственном бессилии. А можно решать их. Так вот, на Кубани решают. И билеты ученические у детей есть. Приучили их иметь документ всегда при себе. Это удобно. Не возникает проблем. А нет билета – с детьми разговаривают люди, которые умеют их расположить к себе, вызывают доверие. Это специалисты. Да и во всем обществе создана такая обстановка, что желания «играть в молчанку» нет. Каждый житель края, каждый подросток знает содержание закона № 1539 о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Об этом напоминают ежедневно в течение года в учебных заведениях, на публичных мероприятиях. В средствах массовой информации развернута беспрецедентная по масштабам кампания. В такой обстановке формируется, уже сформировано у большинства, понимание необходимости выполнения закона и всех мер, которые направлены на это.
     Мы спрашивали у хозяев о том, сколько времени и где содержатся дети, задержанные за нарушение закона. Содержатся они не в милиции, а в специально оборудованных помещениях и, как правило, один-два-три часа – столько, сколько нужно, чтобы оформить задержание и отправить ребенка под отчий кров. В отношении родителей, которые систематически уклоняются от воспитания ребенка, не способны к этому, решается вопрос об ограничении родительских прав.
     Еще раз хочу подчеркнуть: закон о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних действует не потому, что в нем заложены какие-то особенно эффективные инструменты карающего характера. Последовательная, системная работа региональной законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления – вот, что главное.
     В этой связи приведу один пример из нашей практики. В декабре 2007 года мы приняли закон, устанавливающий ответственность за торговлю в неустановленных местах. И что? Как торговали где, кому заблагорассудится, так и торгуют. На глазах у милиции, санэпидстанции, должностных лиц самого разного уровня и компетенции. И полномочия для наведения порядка есть, и нормативные акты, обеспечивающие такую деятельность, имеются. Чего не хватает – так это желания работать. Да и разобщенность в действиях разных структур, отсутствие системы мер очень сильно мешают.
     Людей законопослушных, готовых откликнуться на инициативы власти по наведению порядка, в том числе и законодательные, большинство. Но им нужно помогать организоваться, подкреплять их энергию административными усилиями. И тогда результат обязательно будет. В этом убеждает практика реализации закона о мерах профилактики безнадзорности и профилактики правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае. Решением проблемы занимаются органы власти и местного самоуправления. Активно работают молодежные патрули, добровольные народные дружины, другие общественные организации. Причем, их деятельность основывается на надежной правовой базе. За ними - закон, который никому не позволено нарушать.
     Бессмысленное времяпровождение, праздность, отсутствие возможности для применения и развития собственных способностей – вот что губит наших детей. Одного закона, чтобы изменить эту ситуацию, недостаточно. Надо выстроить стройную и строгую систему мер, направленных на его реализацию, повысить спрос за детскую безнадзорность с должностных лиц и родителей. Мы все в ответе за каждого ребенка. Осознаем это, начнем действовать – сможем добиться позитивных сдвигов, а нет – будущее аукнется нам такими проблемами, о которых мы пока что не имеем ни малейшего представления.
     - Не очень-то оптимистичным получается у нас завершение разговора.
     - А что благодушествовать? На карте – ни много, ни мало - наше будущее, будущее всей страны.

Запись беседы – В. Тальский
Сайт Государственной Думы Астраханской Области
http://astroblduma.ru/vm/news/671
Категория: Власть и общество | Просмотров: 2213 | Добавил: damir_sh | Рейтинг: 0.0/0